Четверть века Балашиха с именем Ф.И. Тютчева и Г.В. Свиридова…
Имена Ф. И. Тютчева и Г. В. Свиридова неразрывно связаны в едином творческом пути сохранения традиций и развития культуры и искусства Городского округа Балашиха. В историческом 1998 году единым распоряжением Главы города Балашихи централизованной библиотечной системе и детской школе искусств № 1 были соответственно присвоены имена двух русских гениев: Фёдора Ивановича Тютчева и Георгия Васильевича Свиридова (13 мая 1998 года).
Памятник Тютчеву в библиохолле
В музее Тютчева в библиохолле
ДШИ № 1 и памятник Свиридову
Реконструкция кабинета Свиридова в ДШИ № 1
Марина Чернова, заместитель начальника Управления культуры администрации городского округа Балашиха
Конечно, каждое из названных учреждений идёт своим путём развития, решает специфические задачи по пропаганде и сохранению памяти о поэте и композиторе, однако, есть у поэта и композитора и явные точки соприкосновения, которыми определяются для нас их жизненные и творческие параллели. Ведь сложно представить себе случайность соединения в одном нормативном документе муниципалитета решений о присвоении имен Ф. И. Тютчева и Г. В. Свиридова библиотечной системе и школе искусств.
Русские гении родились в российской провинции: Тютчев в селе Овстуг Орловской губернии (ныне Брянская область), Свиридов в городке Фатеже Курской губернии. Именно там они приобщились к подлинным образцам русской народной культуры, православной вере, русской литературе, непостижимо разнообразной и мощной русской природе. Все эти образы они пронесли с собой в течение жизни как непреходящие ценности.
Всю свою жизнь Г. В. Свиридов являл пример постоянного обращения к воспоминаниям о курском крае, посещал родные места, в целом, курская земля была для него истинным питательным и целебным источником. «Часто я вспоминаю свою родину — курский песенный край, — писал композитор в своей дневниковой тетради. — Россия была богата песней, курские края — особенно. До 50-х годов (как я знаю) хранились в памяти народных певцов и певиц передаваемые изустно из поколения в поколение дивные старинные напевы. Как они прекрасны, как они оригинальны, своеобычны, какая радость — слушать их».
Их биографии связаны с жизнью и профессиональной деятельностью с двумя российскими столицами: Москвой и Санкт-Петербургом.
В семилетнем возрасте Ф. И. Тютчев с семьёй переехал в Москву, где Фёдору наняли воспитателя — поэта и переводчика С. Е. Раича, который привил Фёдору Ивановичу страсть к литературе и поэзии, и уже в 12 лет Тютчев переводил Горация. В 1822 году Тютчев (19 лет) по приглашению уезжает в Мюнхен, где живёт следующие 22 года. В 1844 году поэт вернулся в Россию (41 год), в 1848 году вновь начал работу в Министерстве иностранных дел в Петербурге. В 1873 году (70 лет) Тютчев скончался в Царском Селе.
Г. В. Свиридов из Курска уезжает в северную столицу (17 лет), став студентом Ленинградского музыкального техникума, а затем консерватории. Его жизнь была крепко связана с жизнью северной столицы. В 1956 году (41 год) Свиридов переезжает в Москву. Скончался в 1998 году (83 года) в Москве.
Так, судьбы Тютчева и Свиридова объединяют два великих города России — Москва и Петербург, с которыми у каждого складываются свои, особые отношения, нашедшие отражения в творчестве, семьях, профессии.
Каждый из русских гениев, о которых идёт речь, были великими гражданами своей страны, выразившими в своём творчестве любовь к Отчизне, боль и страдания за её судьбу, за её народ.
В своё время параллель между Тютчевым и Свиридовым была проведена в виртуальной встрече двух гениев на концерте-композиции, прошедшем в Балашихе в 2018 году, спустя 20 лет после присвоения их имён централизованной библиотечной системе и школе искусств. Их страстный диалог обнажил главные темы творчества, приоткрыв сокровенные страницы переживаний, чувствований, размышлений. Прежде всего, это тема Родины, её истории, судьбы народа, роли России в развитии человеческого общества. Каждый из них буквально в каждом своём творении объяснялся в любви к России, оценивая её величие, особенности, историческую значимость. Тютчев, в силу своей профессии и государственных должностей, хорошо знал жизнь западных стран, и, размышляя о своей родине, считал её «Ноевым ковчегом», спасительным островом мировой цивилизации. Он особое значение придавал роли христианства, и не только потому, что Русь приняла крещение с князем Владимиром, но и «благодаря чему-то ещё более задушевному». Способность к самоотречению и самопожертвованию — это основа русского духа, его нравственной природы. Именно Тютчев верил, что Россия не повторит путь западных стран и никогда не затеет революции. Ведь «антихристианский дух есть душа революции, её сущностное, отличительное свойство»… Тысячелетние предчувствия, как считал Тютчев, не могут обманывать. Россия, страна верующая, не ощутит недостатка веры в решительную минуту. Она не устрашится величия своего призвания и не отступит перед своим назначением. Как мы видим, именно агрессивное влияние Запада сумело повлиять на исторический путь России в отношении революции и веры. Почему же Тютчев считал, что Россия является ковчегом мировой цивилизации? Здесь мы не можем обойти позицию Тютчева по отношению к западным славянам, его общего мировоззрения, известного как славянофильское. Славянофильство — типично русское явление, хотя все теоретики славянофильства, будучи высоко образованными людьми, увлекались немецкой идеалистической философией и романтическими течениями, путешествовали по европейским странам. Однако, в их осмыслении гегельянских идей возникла тема о будущем Европы в её связи с наступлением «свежих славянских сил» во главе с Россией. В поэтическом творчестве Тютчева нашли отражение все его взгляды на славянство. В стихах он осуждает «измену поляков» православию и их притязания в отношении России, призывает к единению славян.
В большой степени эти мысли были затронуты и в творчестве Г. В. Свиридова: композиторском и публицистическом. Г. В. Свиридов всегда считал себя православным человеком. Мы постоянно цитируем его слова: «воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться», осознавая глубину и самоопределительность данного высказывания в течение всех 25 лет после земной кончины композитора. Приведём провидческое высказывание одного из любимых писателей Свиридова Валентина Распутина, определяющее место композитора в мировом музыкальном процессе: «Именно для того, чтобы проложить дорогу Гаврилину, озвучить Есенина и Блока, заново прочитать Пушкина, подхватить умолкнувшие песнопения и молитвы, для того, чтобы не закрался „пустырь“ в души, и был „отставлен“ Свиридов из XIX в XX век». Он гениально продолжает мысли Тютчева о значении Революции для России, определяя и смысл отдельных жанров музыкального искусства, которые более связаны с европейской цивилизацией, нежели русской.
Именно влияние революции и безбожной диктатуры оказало колоссальное влияние на русского человека в его отчуждении от родной культуры. «Русская культура всечеловечна, обращена ко всем людям земли, выполняя самую насущную свою задачу — питать душу своего народа, возвышая эту душу, охраняя её от растления, от всего низменного», пишет Г. В. Свиридов в дневниках. Много композитор рассуждает о значении Слова для музыки (помним евангельское, новозаветное «В начале было Слово…»): «… Задача композитора совсем не в том, чтобы приписать мелодию, ноты к словам поэта. Здесь должно быть создано органичное соединение слова с музыкой.
В сущности, идеалом сочетания слова и музыки служит народная песня».
Как это высказывание, эта мысль важна для нас именно сейчас, по завершении тематического Года культурного наследия народов России, и понимания того, что обозначенный год — это всего лишь определённая веха в сохранении и развитии русской культуры, что процессы раскрытия истинного смысла народного искусства бесконечны. Они являются нашей охранной грамотой в бесконечной схватке искусства подлинного, и пошлого, псевдоискусства, которое идёт по пути ужесточения людских душ, оправдания бездарности как производного Зла. В дневниковых записях 1984 года мы читаем: «Из бездарности человека, занимающегося художественным творчеством, и из сознания этой бездарности, того, что он бессилен пополнить сокровищницу мира своими деяниями и трудами, проистекает подчас испепеляющая ненависть интеллигента к культуре и даже миру. Заметьте, — простой человек, рабочий, например, имеющий дело с созиданием, вряд ли когда говорил и говорит о всемирном разрушении, и т. д.»
Как мы видим, большой духовный и философский мост выстраивается в отечественном мироздании между творчеством Тютчева и Свиридова в самом широком смысле этого слова. Эти великие сыны земли русской в своей жизни осмысливали особую роль России для мира, особое значение русской культуры, культуры христианской, несущей глубочайшую духовную основу своего существования, основу Добра и Созидания.
Между датами смерти Тютчева и рождения Свиридова — 42 года, но 1873 год — это не только уход Тютчева, это год рождения С. В. Рахманинова, 150-летний юбилей которого мы отмечаем в 2023 году. И это не случайно, Рахманинов, один из «самых русских композиторов» нашей отечественной истории, осуществил передачу духовного стержня от Тютчева к Свиридову. Национальная и православная основа культуры нашей земли не прерывается ни на один год, и промыслительность присвоения имён Тютчева и Свиридова учреждениям культуры нашего города в один год очевидна.
Срок 25 лет со дня решения о присвоении этих великих имён единовременно учреждениям культуры — не большой с точки зрения истории, но достаточный с позиции человеческой жизни. И мы осмысливаем его с учётом собственных деяний и того вклада в культуру Города, который был осуществлён в этот период времени.