Билет в надежду: театр несет живительную энергетику, равной которой нет
23 мая у любителей театра праздник — в столице открывается XVII Международный театральный фестиваль имени А. П. Чехова. Он продлится до 25 июля, и за это время зрители смогут познакомиться с постановками, прибывшими в Россию из Китая и Бахрейна, Индии, Ирана, Бразилии, Ливана и ряда других стран. О планах, перспективах развития и заботах фестиваля накануне его открытия рассказала нам его генеральный директор Карина Цатурова.
Театралы всегда ждут Чеховский фестиваль с нетерпением. Его любят за яркость и всеохватность: с 1992 года в его рамках было показано более 600 спектаклей, а участвовало в нем, с учетом этого года, более 60 стран. Хотите знать, чем живет театральный мир в разных уголках планеты? Тогда вам точно сюда: гарантированно восхититесь, удивитесь и поразитесь не раз, ведь, конечно, «весь мир — театр», но насколько же он везде разный!
Долгие годы душой Чеховского фестиваля был известный театральный деятель Валерий Шадрин. К сожалению, в 2022 году его не стало. Но форум продолжает активно жить и развиваться. О фестивале, его традициях и планах рассказала гость сетевого вещания «Вечерней Москвы», генеральный директор Международного театрального фестиваля имени А. П. Чехова Карина Цатурова.
— Карина, удивительная, если подумать, история... В 1992 году, когда развалился СССР, все побежали друг от друга, а театралы начали объединяться. А роль объединяющей силы сыграл организованный именно тогда Чеховский фестиваль…
— Это правда! Тридцать три года нашему фестивалю. И в этом году он пройдет в семнадцатый раз, поскольку проходит в форме биеннале. За два месяца будет представлено 13 спектаклей из 12 стран — это страны БРИКС и СНГ, а еще, что особенно меня радует, мы открываем страны Ближнего Востока. Нашими гостями будут Бахрейн, Ливан, Иран… Палитра — обширнейшая. А бриллиантом этого года надо назвать спектакль, которым откроется фестиваль. Это «Поэтический танец: путешествие легендарного пейзажа» из Китая. На создание постановщиков вдохновил древний свиток «Панорама рек и гор» — бесценное произведение мастера Ван Симэна, жившего во времена династии Сун. По мнению китайских деятелей культуры и дипломатов, это сейчас главный спектакль и настоящий шедевр сценического искусства Поднебесной. Валерий Иванович Шадрин, организатор и идейный вдохновитель нашего фестиваля, видел этот спектакль, был потрясен и мечтал показать в России. Теперь мы с гордостью выполняем его завет. Технически спектакль очень сложный — много декораций, задействовано семьдесят артистов. А рассказывается в нем, как Ван Симэн создал единственное свое произведение, подарившее китайцам некий код пейзажа, которым так славится китайское искусство. Бесценное 11-метровое полотно хранится в императорском дворце и лишь иногда выставляется напоказ. И вот молодые хореографы Чжоу Лия и Хань Чжэнь так вдохновились всем этим, что решили перевести историю создания художественного шедевра в хореографическую плоскость. В спектакле удивительным образом пересекаются настоящее и прошлое, а тема поддержания традиций показана так, что возвращает к истокам и исторической памяти, и все это сейчас настолько важно и востребовано, что спектакль не может не вызвать отклика.
— Посмотрела программу фестиваля: очень много неожиданных и привлекательных предложений. Неловко, но я и не задумывалась никогда, что собой представляет театр в Бахрейне…
— А он там есть, и еще какой! Они сами вышли на нас и пригласили к себе — посмотреть, что могут предложить. В Бахрейне 19 театров, пять из них — государственные. Я была потрясена увиденным. У них нет актерской школы как таковой, но есть мощные педагоги. С каждым артистом они работают индивидуально, шлифуя и ограняя природный талант, так что каждый в итоге сияет как отдельный бриллиантик. У них фантастическая пантомима и пластика, музыка невероятная. Но, конечно, этот театр очень отличается от того, к которому привыкли мы. Надеюсь, фестиваль этого года удивит разнообразием. Бахрейнский Театр Альсавари покажет на сцене Театра имени Ермоловой психологическую драму «Основание» — по пьесе «Учреждение» испанского драматурга Антонио Буэро Вальехо, в которой затрагиваются острые темы — поиски себя, своего места в жизни. Уверена, что для наших зрителей открытие арабского театра станет событием.
— Это смещение вектора с европейских постановок необычно, но очень расширяет горизонты.
— Конечно. Фестиваль — это живой организм, основная цель которого — праздник и зрелищность. Мы всегда стремились показать зрителям максимально яркую и разнообразную театральную палитру. Многие годы акцент действительно был на европейских постановках. Но с момента основания мы, как уже говорилось, активно укрепляли наши театральные связи со странами бывшего СССР. Кстати, Чеховский фестиваль в каком-то смысле дал заряд фестивальному движению в целом — после нас появилось много фестивалей. Но мы свою «нишу» определили изначально, решив, что будем сосредотачиваться на значимых коллективах и именах и не растеряем тех, кто был раньше частью нашей огромной страны. Пока получается, чему мы очень рады.
— А как вы отбираете спектакли: узнаете, о каких говорят, к вам «стучатся» сами, или вы действуете в определенном смысле вслепую?
— Не вслепую точно, а в остальном — пятьдесят на пятьдесят. Конечно, всегда здорово приглашать коллективы и имена, которые известны. Но Валерий Иванович Шадрин всегда подчеркивал, как важна в нашем деле просветительская миссия. Конечно, мы знаем, что за спектакли к нам привезут, разве что некоторые из них я видела только на репетициях, поскольку еще не было премьер. Обещаю: в этом году у зрителей будет немало открытий. Как уже говорилось, впервые к нам приедет Бахрейн, а также впервые в России будет представлен театр из Ливана. Ярким закрытием фестиваля станет фантастически красивый балет «Тысяча и одна ночь» знаменитого Театра танца Каракалла — его покажут на Новой сцене Большого театра. А еще будет Иран, который приезжал к нам в 2006 году с драматической постановкой «Танцы на стекле». Но сейчас они покажут совсем другой, свой традиционный кукольный театр. Часто говорят, что, мол, очень много в постановках стало пластических и танцевальных аспектов, но это мировой тренд…
— Поскольку музыка и язык тела проще доносят до зрителей то, что хочется сказать?
— Конечно, таким постановкам не нужны титры, перевод. И зачастую они куда проще для гастролей. И поэтому — я с радостью хочу это подчеркнуть — на нашем фестивале будет много именно драматических постановок! Потрясающая Аргентина, конечно, всегда несет с собой танго, причем в разных вариациях. Вспомнить хотя бы коллектив «Малево» или Хермана Корнехо и его великолепные танцевальные шоу — «Дикое танго», «Танго после заката»…
— О, в 2021 году на его представлении в Театре Моссовета люди плакали от восторга…
— Да, но при этом Аргентина — это не только танго. И в этом году мы привезем в Москву спектакль «Мера за меру» Габриэля Чаме Буэндиа. Совершенно невероятное зрелище. Спектакль уже получил четыре национальные театральные премии! Как рассказать, что это? Современная адаптация Шекспира, в которой есть и эксцентрика, и эпатаж, и невероятная актуальность. Все действие — это искрометная буффонада. Пять артистов филигранно исполняют по несколько ролей, мгновенно перевоплощаясь из одного персонажа в другого. Темп, пластика и синхронность движений просто завораживают. В 2024 году спектакль получил высшую из театральных наград Аргентины — Премию Марии Герреро Ассоциации друзей Национального театра Сервантеса.
— Где спектакли будут проходить? Вы уже упомянули Кремлевский дворец, Большой театр и Театр имени Ермоловой.
— Всего у нас девять площадок, информацию проще посмотреть на нашем сайте. В МТЮЗе необычную версию классической комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» представит Компания Мандали Толкиз из Индии. В Театре имени Пушкина колумбийский режиссер Хорхе Али Триана, друг Габриэля Гарсиа Маркеса, покажет спектакль «Полковнику никто не пишет».
— Читала, вы для него специально доставите не обычного актера — живого петуха?
— Раньше мы привозили на фестиваль лошадей... После такого найти здесь петуха будет не так сложно. Спектакли будут также идти в зале «Зарядье», Театре имени Моссовета, в «Школе драматического искусства». В Et Cetera показываем марионет-оперу из Ирана.
— Марионет-оперу?
— Да, так жанрово можно определить спектакль «Руми» в постановке Бехруза Гарибпура, иранского театрального режиссера. Это удивительная постановка. С одной стороны, завораживает сама фигура Джалаладдина Моуланы Руми, суфийского поэта-мистика XIII века, с другой — там поразительные декорации и большие марионетки. Очень интересен и колумбийскобразильский проект «Кроткая».
— «Кроткая»? Неужели по Достоевскому?
— Да. Это вообще фантастическая история. Режиссеры спектакля — выпускники нашего ГИТИСа, колумбиец Алехандро Гонсалес Пуче, ученик Анатолия Васильева, и его жена-китаянка Ма Чженхун училась у Петра Фоменко. Команда у них — бразильская, художник — сириец, консультант по драматургии — россиянка. Уникальный опыт. Этот спектакль, показывающий, как на самом деле схожи чувства и переживания людей, независимо от их национальностей, будет показан на сцене Театра «Школа драматического искусства». В Ермоловском театре бразильцы представят современное прочтение романа Машаду де Ассиза «Посмертные записки Браса Кубаса». Машаду — национальное достояние Бразилии, он, живший в конце XIX — начале XX века, создал образ бразильца, тонко подметив свойственные ему качества. Спектакль потрясающий — музыкальный, с юмором. И эта постановка доказывает, что Бразилия — это не один лишь карнавал.
— Который, если не ошибаюсь, вы тоже привозили в Москву…
— Да, это было в 2001 году. Тогда мы провели Театральную олимпиаду, в которой участвовало 150 коллективов из 40 стран. Мы делали и делаем все для того, чтобы Москва продолжала оставаться одной из ведущих культурных столиц мира. И сейчас у нас немало трудностей, непросто решаются оргвопросы, но мы стараемся удержать планку — несмотря и вопреки.
— А почему, несмотря на все эти сложности, иностранцы так стремятся к нам?
— А они понимают, что именно русский театр — это, с одной стороны, заложенные традиции. Россия ведь богата театральным наследием. А с другой — основа современного театра. И им это все чрезвычайно важно и очень интересно. Когда я была в Боготе, например, там было 68 директоров и продюсеров из театров со всего мира. Из России была одна я. Организаторы придумали такую форму: представители театров записывались к продюсерам на 10-минутные презентации, чтобы рассказать о своем проекте и заинтересовать. Без хвастовства, но и без ложной скромности признаюсь — самая большая очередь была ко мне. Они все любят нашу классику и на всех встречах это трогательно подчеркивают. Там один аргентинский режиссер кинулся ко мне: «Вы из России? Я поставил всего Чехова!» И показал татуировку на теле — мхатовский занавес с чайкой. А минувшей осенью, например, я была в Таджикистане, куда полетела по приглашению их министра культуры Матлубахон Сатториен. И меня пригласили в театр «Ахорун»: «Мы играем «Евгения Онегина» на фарси, вы обязательно должны посмотреть!» И устроили специальный показ. Это эмоционально потрясает. Возвращаясь же к вашему вопросу… Помимо прочего, во всем мире ходят легенды о том, какие у нас благодарные зрители. Иностранцы иногда удивляются: почему у вас люди приходят в театр с цветами, а вдруг спектакль не понравится?! Всем нравится и то внимание, которое им у нас оказывают, и наша открытость, это чисто российское «от сердца к сердцу», и огромное уважение к русским и их восприятию прекрасного.
— Вам помогают с организацией фестиваля? Это же сейчас невероятно… непросто!
— За это я очень признательна Правительству России, Министерству культуры Российской Федерации, Департаменту культуры города Москвы — помогают! А некоторые правительства других стран помогают своим театрам, по крайней мере оплачивают часть провоза багажа и проезд коллектива. Но тут есть нюансы: например, мы в этом году привозим спектакль по Маркесу, и это в год 90-летия установления дипломатических отношений с его родиной…
— Да, тут сразу появляются некие другие смыслы. Как говорится, в дипломатии нет мелочей. А кто, кстати, зрители Чеховского фестиваля — вы изучили их за эти годы?
— Конечно, хотя мы говорим уже не об одном поколении зрителей, а о нескольких. Это люди, которые верно ждут фестиваль, кто-то даже под него планирует отпуск, приезжают из других городов. И это невероятно трогательно и значимо для нас. Ведь что такое фестиваль? Это то, что есть только здесь и сейчас. Мы не знаем, будет ли еще возможность посмотреть театр Ливана или Бахрейна, Ирана или коллективы из Латинской Америки — тут дело даже не только в логистике, но и просто в ценах на билеты. И наш зритель это понимает. Когда была пандемия, а мы все равно объявили о том, что будем проводить фестиваль, одна женщина написала нам: «А фестиваль точно будет, да? Я верю и покупаю билет в надежду!» Для нас эти слова бесценны.
— С постсоветского пространства в этом году кто приедет к нам?
— Два коллектива: в Театре Пушкина пьесу «Деньги. Страсть. Власть», интерпретацию классического романа Гончарова «Обыкновенная история», представит Сурен Шахвердян из Армении. Невероятно современно смотрится его постановка — она про покорение городов провинциалами, про власть денег, алчность… Приедут также Театр традиционного искусства «Алатау» и Театральная лаборатория StarTDrama из Казахстана. На сцене Театра имени Моссовета они покажут спектакль-саундраму «Mamluk. Султан Бейбарыс». Кстати, я хочу заметить, что у нас функционирует творческая организация, преемник СТД СССР — Международная конфедерация театральных союзов. Мы активно поддерживаем связи с бывшими союзными республиками — сейчас в конфедерацию входит девять стран. Что особенно ценно — мы много взаимодействуем с молодыми деятелями культуры. У нас проходят театральные форумы. В прошлом году он прошел в Казахстане, до этого проводился в Кишиневе, Минске, Ереване, в 2021-м — в Узбекистане. Следующий планируется провести в Душанбе в 2027 году.
Возвращаясь к спектаклям, важно сказать о мировой премьере в рамках фестиваля — это «Пенелопа», совместный проект Государственного театра «Амазгаин» им. С. Саркисяна и Чеховского фестиваля. Пьеса, режиссура и сценография — Симона Абкаряна (Франция). Его постановка «Электра на дне» была показана на нашем фестивале в пандемийном 2021 году. Главную роль в «Пенелопе» исполняет известная далеко за пределами Армении и любимая нашими зрителями Нарине Григорян. Мы давно сотрудничаем с Нарине. В этом году возглавляемый Нарине театр получил несколько национальных премий. «Пенелопа» — новый, нетривиальный взгляд на известную историю Гомера.
— С развитием технологий и прогресса мы поступательно хоронили театр, кино, потом телевидение… Театр воистину стар как мир. Почему он сохраняется, несмотря ни на что?
— Только театр несет живительную энергетику, равной которой нет. После пандемии у людей особенно обострилась потребность смотреть на это «живое искусство» — в театрах были сплошные аншлаги. У Валерия Ивановича когда-то спросили: «Вы организуете фестиваль во время жестких ограничений, это риски, зачем они вам?» Он ответил: «Врачи борются за физическое состояние людей, а мы — за их душевное…»
КСТАТИ
Международный театральный фестиваль им. А. П. Чехова учрежден в 1992 году Международной конфедерацией театральных союзов и выдающимися деятелями театра А. В. Бартошевичем, М. А. Захаровым, В. Н. Раевским; идейными вдохновителями и создателями концепции фестиваля стали К. Ю. Лавров, О. Н. Ефремов и В. И. Шадрин. Фестиваль впервые прошел в октябре 1992 года в Театре имени Моссовета.
ДОСЬЕ
Карина Сергеевна Цатурова окончила Московскую финансовую академию (ныне Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации). В 1988 году принята в Союз театральных деятелей СССР. С 1993 года принимала активное участие в выпуске и прокате спектаклей и совместных постановок Чеховского фестиваля с участием ведущих театров и режиссеров России и мира. С 2003 по 2010 год заведовала сектором финансирования городских программ в Департаменте культуры города Москвы. С 2010 по 2021 год — директор-распорядитель Регионального общественного фонда поддержки Международного театрального фестиваля им. А. П. Чехова. С 2020 года по настоящее время — заместитель президента Международной конфедерации театральных союзов, гендиректор Чеховского фестиваля.