Гостей фестиваля «Сады и цветы» ждут вишни, березовый серпантин и лес на площади
У памятника Александру Пушкину выросли 10-метровые кипарисы, создающие иллюзию южного курорта и напоминающие о путешествиях поэта. В сквере у Московского Художественного театра имени А.П. Чехова расцвел вишневый сад — трогательная отсылка к легендарной пьесе и одновременно московская версия японской традиции любования цветущей сакурой. Пальмы, олеандры, глицинии — город в средней полосе России летом соперничает с экзотическими курортами. Зачем мегаполису эта зеленая роскошь и какие смыслы прячутся за цветами — исследуем фестиваль «Сады и цветы».
В центре Москвы появились фантазийные выставочные сады, арт-объекты, идеальные для фото, водные оазисы с фонтанами — места, где можно отдохнуть. От фестиваля «Цветочный джем», полюбившегося москвичам, город перешел к фестивалю «Сады и цветы». Эволюция проявляется в расширении границ и масштабов, многообразии форматов.
Идея цветочных фестивалей не нова — их предшественниками были европейские ярмарки, приуроченные к церковным праздникам. В Османской империи с размахом отмечали цветение тюльпанов, а голландские купцы позже превратили их в предмет торговли по всему миру и сделали визитной карточкой Нидерландов. Московский цветочный фестиваль становится разговором города с жителями, приглашение к отдыху, созерцанию — все свободно, бесплатно и доступно. Авторы садов — ведущие российские ландшафтные дизайнеры и архитекторы.
Фестиваль охватывает десятки площадок — от центральных скверов до неожиданных уголков Москвы, куда раньше нечасто заходили во время прогулок. А теперь — заходят! Это городской лаунж: можно заблудиться в лабиринте из живых изгородей, посидеть у воды с книгой или найти идеальный ракурс для фото среди гигантских цветочных инсталляций. Чем «Сады и цветы» не похожи на другие фестивали?
В отличие от временных выставок фестивальные сады Москвы живут все лето, меняясь вместе с природой. Это дается большим трудом: деревья и цветы поливают под корень, чтобы не повредить лепестки и листья, удобряют и укрывают в случае холодов.
У каждого сада есть автор, смыслы и философия. Например, у Центрального универсального магазина (ЦУМ) «вырос» березовый сад. «Подбор растений был основан именно на светлых тонах, на легкости и воздушности, чтобы передать этот нежный флер через цветы и деревья», — объясняет Ольга Грибова, ландшафтный куратор фестиваля. Она много лет создает композиции в городе, начиная с «Цветочного джема», и признается, что работа над этим садом была особенно волнительной.
Площадь изначально была абсолютно плоской, и чтобы создать нужный эффект, команде пришлось проявить изобретательность.
— Ставили растения в кашпо под углом, чтобы придать объем площадке, чтобы появились холмы. И вот ты проходишь между этих дорожек — и ощущение, что идешь не по площади, а по какому-то лесному массиву, — рассказывает Ольга Грибова.
Главный акцент — березовая роща, где белые стволы деревьев перекликаются с белыми гортензиями. «Линия посадки березы и линия белых цветов проходит через все холмы, будто серпантином огибая каждый холм, от начала до конца. Мы эту линию читаем взглядом на протяжении всего пути по саду», — говорит Ольга Грибова. По ее словам, пик цветения наступит в конце июня — начале июля, когда сад станет именно таким, каким его задумывали, — ослепительно-белым, передает официальный сайт мэра Москвы.