Притчу по Чехову увидели зрители в Ростовском молодёжном театре
Так уж случилось, что два вечера подряд мы ходили в Ростовский молодёжный театр - в субботу на спектакли по рассказам И.А.Бунина, в воскресенье - на «Душечку».
«Душечку» мы знаем чуть ли не наизусть - и постановок по этому чеховскому рассказу видели немало, в последний раз - минувшей зимой в Таганроге, у них вышло просто потрясающе - как будто сам Чехов жил на сцене!
Ну, и, естественно, не могли пропустить и этот спектаклю в ростовском ТЮЗе.
Спектакль, так сказать, приезжий - из Москвы, поставлен в рамках молодёжной программы «Школы драматического искусства».
Два года назад мы смотрели в Молодёжке «Чайку», поставленную ШДИ, - впечатления остались сильные. Спектакль получился очень хорошим. А потому ещё несколько месяцев назад взяли на «Душечку» без раздумий.
Прочитали на сайте театра авторские ремарки по поводу спектакля.
Артем Черкаев, режиссер: «Этот спектакль подобен крику души, в котором чувства героини будут обнажены, словно электрические провода с поврежденной изоляцией. В любой момент ее эмоции могут ударить током или вызвать замыкание чувств».
Глеб Черепанов, руководитель Молодежной программы ШДИ: «Спектакль «Душечка» – очень интересная и по-настоящему театральная затея! Так как всех персонажей повести Чехова сыграют всего два артиста. Мужчина и женщина. Это одновременно и увлекательная игра, практически поединок, разворачивающийся на глазах у зрителей. И глубокая притча. А ещё данная работа создаётся абсолютно в традициях театра «Школа драматического искусства». Когда в основе смелый творческий эксперимент. Но эксперимент, обращённый к зрителю!»
Да, всё это так и было. Два актёра, замечательные перевоплощения, интересные режиссёрские находки при минимуме декораций.
Проблема лишь в том, что каждый, конечно, воспринимает и представляет себе художественное произведение по-своему.
У Чехова это всё-таки драма, в которой есть и тонкий юмор, и явная издёвка, и описание трагедии отдельной Оленьки Племянниковой, которая совершенно пуста внутри и которой нужен кто-нибудь, кто может придать смысл её жизни.
Здесь актёры играли притчу - да. С элементами фарса, даже балаганности, при этом не спускаясь в пошлость, как часто случается. Хорошо играли. Искренне, проникновенно. Но, как и во всякой притче, всё-таки не было, как нам показалось, этой чеховской глубины, этого подтекста, этой проекции на всё вокруг.
Тем не менее задачу сценариста и режиссёра актёры выполнили, зрители оценили и аллюзии на другие чеховские произведения, искусно вплетённые в речь персонажей, и динамику действия, и мастерство молодых актёров.
Скажем одно: ТАК прочитать и поставить Чехова тоже можно. Как вариант многогранного восприятия.
И увидели мы, что это было хорошо…