Режиссер поверил бы
22 октября в Доме-музее Константина Станиславского презентовали проект, приуроченный ко дню рождения МХТ имени Чехова: видеолекции, где задействованы молодые актеры и искусственный интеллект.
Цикл из десяти роликов называется «Константин Станиславский. В поисках системы». Они посвящены истории Московского художественного театра и отечественного сценического искусства в целом. Идея принадлежит Музею МХАТ и одному из крупнейших российских цифровых провайдеров (видеолекции будут размещены на его образовательной платформе).
— Недавняя пандемия показала, что в цифровом формате люди готовы смотреть целые спектакли, — объяснила Вера Кузнецова, директор департамента внешних коммуникаций компании-провайдера. — Мы хотим, чтобы к истории театра приобщались дети по всей стране с самого раннего возраста.
На презентации показали три ролика, снятых разными видеокомпаниями. Во всех сыграли студенты Школы-студии МХАТ Евгений Манкос и Сергей Кашко. В первых двух они изображали Станиславского и Немировича-Данченко, а в третьем — современных молодых театралов.
— Мы были очарованы работой с профессиональными актерами, — восхищается Виталий Рамакаев, креативный директор одной из видеокомпаний. — Впервые в моей практике люди в кадре были, как пластилин! Просишь сделать по-другому, они раз — и выполняют! У нас были съемки в МХТ имени Чехова, в Музее МХАТ. А больше всего нам понравилось в мастерских, где шьют костюмы: там никто не напряжен, как за кулисами, все максимально улыбчивые….
Кастингом руководил Павел Ващилин, директор Музея МХАТ. Он обратил внимание на то, что Евгений Манкос и Сергей Кашко очень похожи, соответственно, на Станиславского и Немировича-Данченко (разумеется, тут есть и заслуга гримеров). А еще — на то, что их персонажи не появляются в кадре плечом к плечу: либо поодиночке, либо один стоит, а другой сидит.
— Евгений переживал, что Сергей выше его ростом, в то время как в реальности Станиславский был выше Немировича-Данченко, — гордится серьезным подходом юношей Павел Ващилин. — Они боролись за правду даже в мелочах. Считается, что артист — существо ленивое, но здесь студенты изучали литературу, расспрашивали наших сотрудников. Кстати, в кадре появляются и специалисты музея, и они тоже замечательные актрисы — умеют удерживать зрительское внимание.
Съемки дополнялись кадрами, созданными нейросетью: например, актеров, запечатленных фотографом в спектакле «Царь Федор Иоаннович» 1898 года, на секунду заставляли двигаться.
— Мы не злоупотребляли этим «танцем пикселей», — говорит режиссер монтажа одной из студий Глеб Кондаков. — Прибегали к нему только тогда, когда настоящего видеоматериала просто нет.
В лекциях не обошлось без юмора. Например, в одном из исторических сюжетов говорится, что Константин Станиславский, отпрыск богатой купеческой семьи, мог бы прожигать жизнь, попивая шампанское. Евгений Манкос подносит бокал ко рту — и появляется титр из современной рекламы: «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью».
— Наше дело не может существовать без элемента самоиронии, — считает Павел Ващилин. — Думаем, эти вставки а-ля Тарантино будут оценены, ведь зрители — тоже молодые люди, сверстники актеров.
На момент подписания номера на образовательную платформу было загружено пять роликов. Уже ясно, что проект оценят в регионах: тамошние школьники и студенты не могут запросто съездить, например, в Музей МХАТ. К презентации подключались по видеосвязи зрители из областных городов. Из Белгорода задали вопрос: «Что сказал бы Станиславский, посмотрев эти видеолекции?». Ответ напрашивался сам собой, видимо, Павел Ващилин просто сориентировался раньше других. Он выпалил: «Верю!».
СПРАВКА
26 октября (по новому стилю) 1898 года премьерой спектакля «Царь Федор Иоаннович» открылся Московский художественный общедоступный театр, созданный Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко. В 1901 году из названия исчезло слово «общедоступный», в 1919 году добавилось «академический».
В 1932 году МХАТ получил имя Горького. В 1987 году разделился на МХАТ имени Горького и МХАТ имени Чехова (с 2004 года — МХТ имени Чехова). Музей МХАТ работает с 27 октября 1923 года: он относится к МХТ имени Чехова, но сохраняет название.