Судьбы старообрядческих храмов: Егорьевск и Павловский Посад
Доброго всем дня!
Сегодня немного поговорим о русском старообрядчестве. Но речь пойдет не о преследованиях сторонников древлеправославия со стороны властей и не о книгах или иконах староверов. Есть нечто куда более «вещное», ощутимое, видимое всем желающим, а при благоприятных условиях почти что «вечное», вернее, существующее столетиями. Это, конечно же, храмы. Однако бурная отечественная история последних трех столетий зачастую и старообрядческим храмам оставляла минимальные шансы на выживание.
Возьмем всего лишь две локации, два города Юго-Восточного и Восточного Подмосковья — Егорьевск и Павловский Посад. Эти местности издавна были известны: а) своей текстильной промышленностью; б) влиятельными старообрядческими общинами, которые, кстати, и создавали (за небольшим исключением) предприятия этой отрасли.
Егорьевск... Откуда вообще взялось подобное название города? В духовной грамоте князя Василия Темного (1462) упоминается село Высокое. Оно именовалось так из-за расположения на высоком правом берегу реки Гуслицы. В писцовой книге 1577 года указано «село Высокое на речке на Гуслице, а в нем церковь Егорей страстотерпец» (то есть церковь Георгия Победоносца). Наличие церкви и объясняет появление второго названия; в более поздних источниках находим село Егорье-Высокое/Высоцкое или просто Егорьевское. При Екатерине II проходила, как известно административная реформа. Указом от 24 августа (4 сентября) 1778 года императрица повелела в новом Рязанском наместничестве (позже губерния) село Высокое преобразовать в уездный город Егорьев. Уже через год-два в законе о гербах и в материалах Генерального межевания город упоминается как Егорьевск. И так жил себе поживал уездный городок, в Рязанскую губернию входил (за компанию с Зарайском и совсем тогда еще сельскими Луховицами). И лишь после революции, в 1922-м, перекинули его в губернию Московскую (с 1929 года — область).
Найти в Егорьевске старообрядческую церковь Святого Георгия Победоносца несложно, она находится недалеко от центральных площадей (ул. Карла Маркса, 42). Белоснежный с золотыми куполами храм теснится среди заурядного жилого сектора. История его очень непростая. Известно, что в Егорьевске исстари стоял храм оппонентов Никона, но в 1851 году по решению властей был закрыт. В 1882 году старообрядческая община при поддержке купцов Брёхова, Клопова и Князевых выстроила новый каменный двухэтажный дом для молений; внешний вид его не должен был отличаться от жилых домов. И лишь после манифеста Николая II о веротерпимости храм был украшен пятиглавием и колокольней с благовестом в 500 пудов. В 1936 году храм закрыли, колокольню и пятиглавие разрушили, вся утварь исчезла, а здание стало использоваться под Дом пионеров.
В 1996 году первый старообрядческий митрополит Алимпий благословил восстановление храма, начались длительные реставрационные работы. И только в 2007 году третий старообрядческий митрополит Корнилий освятил возрожденный храм, а в 2019-м — вновь построенную колокольню! По-настоящему путевых снимков с ровной перспективой в этих закоулках сделать не удалось; вот это основной объем церкви, вид сбоку, но без колокольни...
Павловский Посад расположен на реке Клязьме и ее притоках Вохонке и Ходце (Хотце). Он считается относительно молодым городом, хотя люди жили на этой территории с глубокой древности. При создании Павловского Посада его ядром стало старинное село Вохна, оно же Павлово. В Древней и Московской Руси вся эта местность называлась Вохонской волостью. Впервые в письменных источниках она упоминается в Духовной грамоте великого князя Ивана Калиты за 1339 год (новейшая и наиболее точная датировка).
Исстари в силу как скудости пахотных ресурсов края, так и близости Первопрестольной местные крестьяне занимались отхожими промыслами, развивали торговлю, ремесла и огородничество, то есть работали на рынок и имели навык накопления и размещения капитала. Волость находилась в восточной части глухого и богатого лесами Богородского уезда Московской губернии (образован указом Екатерины II от 5 октября 1781 года). Здесь издавна жили старообрядцы, составлявшие меньшую, но экономически влиятельную часть её жителей.
Административный центр волости «село Павлово, Вохна тож», расположенное на пересечении сухопутных и речных путей сообщения, постепенно превращалось в крупный торговый населенный пункт. В окрестных деревнях уже со второй половины XVIII века стали появляться небольшие, в несколько ткацких станов, частные предприятия. Данный Сенату именной царский указ Николая I от 2 июня 1844 года «О переименовании села Вохны и смежных с оным четырех деревень в посад» в частности гласил: «<...> преподать жителям села Вохны и смежных с оным четырех деревень: Захарово, Меленки, Усово и Дубровы, состоящих Московской Губернии в Богородском уезде, новые удобства к распространению торговли и мануфактурной промышленности, Повелеваем: означенные селения переименовать в посад, под общим названием Павловского, предоставив жителям оных вступить, кто пожелает, в мещанское звание, или объявить купеческие капиталы». Но «торжественное открытие Павловского Посада» состоялось лишь 13 мая 1845 года в 10 часов утра в доме, предназначенном для ратуши нового посада, под руководством московского гражданского губернатора И. В. Капниста. Посад как торгово-промышленное селение городского типа должен был управляться по образцу заштатного города. Уездный центр по-прежнему находился в Богородске (теперешнем Ногинске). Ну а в советское время город значительно расширился, стал райцентром. В 1932 году в городскую черту были включены селения Городок, Юдино, Корнево, Мишутино, Игнатьево, а в 1963-м — деревни Степурино, Прокунино, Филимоново, Афанасово, Грибово, Назарово.
И вот — бывшее Корнево, восточная окраина города. Так выглядит сегодня Корневский старообрядческий храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы ( ул. Интернациональная, 97а). Он был самым «молодым» среди древлеправославных церквей в этой местности. Выстроили его из дерева в конце 1915 года, а освятили 31 июля 1916-го. Землю для храма пожертвовал местный крестьянин Петр Андреевич Пшеничников, на участке которого уже почти полвека простоял небольшой молитвенный дом. Здесь собирались на молитву староверы Корнева, а также окрестных деревень Юдино, Мишутино, Улитино, Щекутово, Назарьево и Гора. Священником при нем был отец Николай (Николай Дмитриевич Глинков, 1859-1915). Благодаря его усилиям и появился храм. Частичную денежную помощь оказал известный меценат, председатель правления Богородско-Глуховской мануфактуры Арсений Иванович Морозов (1850-1932).
В послереволюционную эпоху корневский храм могла постичь участь многих старообрядческих церквей, если бы не его настоятель Даниил Ильич Берёзин (1880-1979), прослуживший в нем бессменно 59 лет. После закрытия старообрядческих церквей в Кузнецах, Рахманове, Больших Дворах, Данилове и еще двух в самом Павловском Посаде приход отца Даниила заметно увеличился... После кончины отца Даниила храм двенадцать лет не имел постоянного священника. В 1991 году им стал Михаил Егоров, начинавший службу при нем чтецом, затем помощником старосты, потом рукоположенный в дьяконы... 1980-е годы и начало 1990-х оказались весьма нелегкими для старообрядческой общины. Охотники за антикварными «сувенирами», продававшие их иностранцам, срывали и похищали надвратные медные распятия и образки со старообрядческих домов и даже с могильных крестов на древлеправославных кладбищах. Корневский храм потерял за четыре ограбления более пятисот своих лучших икон, это ведь целый музей древнерусской живописи! Но самая страшная трагедия была впереди: через два месяца после освящения, 23 августа 1993 года, старый деревянный храм сгорел дотла от замыкания электропроводки… Погибла последняя из деревянных церквей, построенных в городе и районе еще до революции... Но вскоре отец Михаил принял мужественное решение — выстроить новый каменный храм на месте прежнего. Владыка Алимпий благословил самоотверженного молодого пастыря...
Место под закладку нового храма было расчищено и освящено отцом Михаилом 21 сентября 1993 года. 21 ноября уже выкопали котлован, а 10 марта 1994 года заложили фундамент. Был организован кружечный сбор даже в новообрядческих церквях города и района (первыми откликнулись Покровско-Васильевский монастырь и церковь Рождества Богородицы в ближайшем селе Саурово-Уполозы). Материалами и техникой помогали камвольный комбинат, растворный узел, керамический завод, обеспечивший бесплатным кирпичом половину постройки. Новый храм во имя Рождества Богородицы в Корневе выстроили в стиле псковско-новгородской церковной архитектуры XVI века по проекту московского архитектора Михаила Васильевича Разумова. 7 сентября 1997 года при большом стечении верующих храм был освящен митрополитом Московским и всея Руси Алимпием в сослужении с епископом Кишиневским и всея Молдовы Зосимой.
За время существования возрожденного храма его неоднократно удостоили своим посещением все три митрополита старообрядческой церкви — владыки Алимпий, Андриан, Корнилий.
В 2013 году Корневский храм стал белоснежным, был оштукатурен и покрашен. В декабре 2013 года на него установлены новые купола и кресты. Была выстроена колокольня. А в феврале 2015 года на нее также установили купол и крест. В 2016 году корневская старообрядческая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы отметила свой столетний юбилей.
Все фотографии этого поста — авторские, разных лет, но большая часть уже 2020 года. Информацию отчасти собрал благодаря собственным «полевым исследованиям», отчасти почерпнул из книг замечательных павловопосадских краеведов В. Ф. Ситнова (Вохна древлеправославная. Краеведческие материалы к истории бытования старообрядчества на Павловопосадской земле. Павловский Посад, 2016) и Е. В. Жуковой (Старый Павловский Посад. М.: Книга, 1994).