Космическая «Молния»: как в СССР создавались первые спутники связи
60 лет назад СССР успешно запустил первый спутник связи «Молния-1». Инициатором этого проекта выступил руководитель ОКБ-1 Сергей Королёв. Создание серии аппаратов «Молния» и наземных станций ретрансляции «Орбита» позволило распространить вещание Центрального телевидения на всю территорию страны. Спутники использовались также для телефонно-телеграфного сообщения и военной связи. Аналитики называют запуск «Молнии» настоящим технологическим прорывом Советского Союза.
23 апреля 1965 года состоялся первый успешный запуск советского спутника связи «Молния-1».
Инициатором проекта выступил руководитель и главный конструктор ОКБ-1 Сергей Королёв. Именно он поднял вопрос о создании в СССР системы спутниковой связи и использовании возможностей космоса для решения экономических и научно-исследовательских задач.
«Можно ожидать в ближайший период времени создания системы спутников-станций для целей связи и ретрансляции радио- и телевизионных передач, для навигации судов и самолётов, для систематического наблюдения за погодой, а в будущем, быть может, и для некоторого активного воздействия на формирование погоды», — писал легендарный конструктор.
По инициативе Сергея Королёва специалисты ОКБ-1 сразу стали проектировать «Молнию» для штатной спутниковой системы, минуя экспериментальную стадию. Проектные разработки начались в 1961 году. Главным конструктором был назначен заместитель гендиректора по науке Московского научно-исследовательского института радиосвязи Мурад Капланов.
При реализации проекта разработчики столкнулись с рядом трудностей: первый запуск «Молнии» оказался неудачным, при второй попытке спутник вышел на расчётную орбиту, но у него не раскрылись антенны. И только третий запуск в апреле 1965-го прошёл штатно.
Как отмечается в материалах «Роскосмоса», платформа «Молнии-1» состояла из цилиндрического гермоотсека со служебной и ретрансляционной аппаратурой. На нём крепились шесть откидывающихся панелей солнечных батарей, двигательная установка коррекции, антенны, внешние радиаторы системы терморегулирования, исполнительные органы и баллоны с запасами азота системы ориентации. Корпус спутника ориентировался продольной осью на Солнце, а антенны на выносной штанге независимо наводились на Землю.
Для «Молнии-1» была выбрана высокоэллиптическая орбита, апогей которой имел высоту 40 тыс. км над Северным полушарием, а перигей — 400 км над Южным. Такая орбита обеспечивала связь между Москвой и Владивостоком в течение 8—9 часов. Три спутника «Молния-1» на синхронизированных орбитах позволяли наладить непрерывную круглосуточную связь.
«Когда аппарат проходит апогей, он как будто бы зависает, медленно движется. В это время можно обеспечивать связь с Северным полушарием, в данном случае — с Советским Союзом. Если запустить несколько аппаратов, это уже обеспечивает непрерывное обслуживание всей территории страны», — пояснил в комментарии RT ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт.
По словам руководителя Института космической политики, научного руководителя Московского космического клуба Ивана Моисеева, такой тип орбиты во всём мире с тех пор называется «Молнией» — в честь советских спутников.
Телевидение — всей стране
На следующий день после выведения «Молнии» на орбиту в Советском Союзе провели первый сеанс спутниковой связи между Москвой и Владивостоком. Неделю спустя состоялся эксперимент по ретрансляции программ Центрального телевидения (ЦТ) через спутник связи «Молния-1» на Дальний Восток.
В результате 1 мая жители региона впервые увидели на экранах телевизоров прямую трансляцию парада и демонстрации трудящихся на Красной площади в Москве. В столице, в свою очередь, смогли посмотреть парад Тихоокеанского флота во Владивостоке.
Параллельно с развёртыванием космической группировки «Молний» в СССР велись работы по созданию первой в мире системы спутникового распределительного телевидения «Орбита», разработчиком которой стал Научно-исследовательский институт радио (НИИ радио, ныне — Национальный исследовательский центр телекоммуникаций). Этот комплекс должен был ретранслировать полученные с «Молний» сигналы.
«Параметры системы были впечатляющими: наземные параболические антенны достигали в диаметре 12 м, а их фокусное расстояние — трёх, вес алюминиевой «тарелки» составлял почти 30 т. «Орбита» базировалась на спутниковой системе «Молния-1», ретрансляторы которой по мощности превосходили зарубежные аналоги в несколько раз», — сообщается на сайте «Роскосмоса».
«Орбита» начала работу 7 ноября 1967-го. Всего в том году ввели в эксплуатацию 20 наземных станций, благодаря чему удалённые районы Крайнего Севера, Дальнего Востока и Средней Азии получили возможность смотреть Центральное телевидение СССР. Благодаря этому к началу 1968 года число зрителей ЦТ увеличилось на 20 млн человек.
Впоследствии количество приёмных станций выросло до 69, а размер группировки спутников «Молния» в различных модификациях достиг 130 единиц.
«В спутнике «Молния» отражается главная тенденция космонавтики — её достижения ставятся на службу народному хозяйству, они уже сегодня начинают приносить реальную пользу не только науке, но и каждому человеку», — говорил академик Сергей Королёв.
От «Молнии» до «Меридиана»
В дальнейшем на базе первой «Молнии» была создана целая линейка советских и российских спутников, в том числе «Молния-1С», «Молния-1Т», «Молния-2», «Молния-3» и «Молния-3К».
Аппараты использовались не только для телефонно-телеграфного сообщения и телевещания, но и для обеспечения военной связи. «Молнии» различных модификаций эксплуатировались вплоть до начала 2000-х, когда им на смену пришли спутники типа «Меридиан».
Разработка «Молнии» и «Орбиты» стала для СССР «первой успешной попыткой создания гражданской коммуникационной сети», констатирует Иван Моисеев.
«Советские конструкторы сделали это впервые и сделали эффективно», — сказал эксперт в беседе с RT.
Писатель, инженер, ведущий программы «Российский радиоуниверситет» на Радио России Дмитрий Конаныхин в разговоре с RT назвал успех «Молнии» и «Орбиты» значительным достижением советской науки и промышленности.
«Впервые была создана система устойчивой связи, что дало СССР и впоследствии другим странам возможность распространить работу телевидения и связи на труднодоступные районы Советского Союза. Этот технологический прорыв до сих пор приносит пользу. Например орбиту типа «Молния» сейчас используют спутники «Арктика-М». Они поднимаются над Северным полюсом и снимают ледовую обстановку», — заключил специалист.