Валерий Королев – писатель с русским характером
Это имя знают в Коломне: его носит Центральная городская библиотека. Но когда заходит речь о писателе Валерии Королеве, возникает странное чувство. С одной стороны, он практически классик наравне с Пильняком и Лажечниковым, именем которого названа другая коломенская библиотека, а с другой – среди нас живут те, кто не только видел его, но и хорошо знал. Он родился 17 мая 1945 года – в дни, когда окончилась война, значит, ровесник Победы. В этом году Валерию Королеву исполнилось бы 80 лет.
Москвич по рождению и судьбе, как писатель он состоялся уже здесь, в Коломне. И многие его повести – то, что сейчас называют коломенским текстом, хотя нигде, пожалуй, Коломна не названа, прячась под другими, порой причудливыми именами. И здесь Королев следует традиции своих предшественников – Лажечникова и Пильняка.
Детство
Его отец, летчик-истребитель, Герой Советского Союза Василий Иванович Королев, вернулся с войны живым. Впереди была мирная жизнь в центре столицы в достатке, почете и уважении. Но самые яркие воспоминания Валерий сохранил не о московской жизни, а о деревеньке Еднево под Волоколамском, ныне практически вымершей. Там в послевоенные полуголодные годы он был счастлив каждое лето своего детства.
«Фамилий в деревне было три: наша, Стуловы да Чирковы. Вместе с прабабкой жили две дочери, наши бабки (последние из семнадцати прабабкиных детей) да тетя Паня, жена прабабкиного сына, убитого под Прохоровкой… Нас, прабабкиных правнуков и правнучек, была тьма тьмущая… К пятидесятому году нас возле печки за столом шмыгало носами одиннадцать человек, не считая четверых довоенных тети-Паниных», - писал Королев в «Добрых людях».
Из Москвы в Коломну
После школы Валерий окончил музыкальное училище по классу баяна, служил в армии, в артиллерийских войсках. В то время как раз случилась реформа армейской службы, из-за чего ему пришлось прослужить не два года, а три. Потом был институт культуры. Женился, родилась дочь. Работал он тогда в Московском областном Доме народного творчества. Сюда же после окончания в Коломне дирижерско-хорового отделения музыкального училища распределили и будущую жену Ольгу. Впервые их встреча состоялась в 1972 году. Никто и не предполагал тогда, что она станет судьбоносной.
Ольга Сергеевна вспоминает, что Валерий отличался от остальных сотрудников: у него была тетрадка, в которой он все время что-то писал. Как только выдавалась свободная минутка, садился, доставал тетрадь и писал.
Но вскоре Валерий Васильевич ушел в учебный отпуск, а затем перевелся в другую организацию. Следующие пять лет они виделись редко, на каких-то общих мероприятиях. А когда случайно встретились в 1977 году, Ольга Сергеевна узнала, что Валерий развелся. Это стало началом сближения.
В новой семье все его авантюры – переезд из Москвы в Коломну, движение вниз по служебной лестнице (хотя ему все время предлагали наверх) - безусловно поддерживались, хотя весь груз по обеспечению быта ложился на плечи жены. Валерий Васильевич всегда помогал – занимался детьми, работал в саду, но решать бытовые проблемы приходилось именно ей.
Главным для Королева было иметь достаточно времени, чтобы писать. Он работал директором Дома культуры колхоза «Победа», кочегаром в детском саду, матросом на дебаркадере, принадлежавшем Заводу тяжелого станкостроения… Должности все понижались, соответственно, уменьшался и доход.
Комнату в Москве удалось выменять на двухкомнатную квартиру в Коломне, в доме, где находился магазин, в народе прозванный «Аквариум». Одна из комнат была поделена шкафом на две половины: за перегородкой помещался стол, там он и трудился. Свои рассказы Валерий Васильевич посылал в Москву - известным мастерам прозы, редакторам толстых журналов… В ответ – молчание или отзыв, которого лучше не было бы.
Начало признания
Первые публикации в журналах «Сельская молодежь» и «Литературная Россия» состоялись благодаря Виктору Астафьеву – он обратился к редакторам и рекомендовал молодого автора. В «Литературной России» рассказ Королева вышел с предисловием Виктора Петровича, что было, конечно, большой честью для начинающего писателя.
После этого у Валерия Королева началось то, что называется литературной жизнью: в редакциях с ним разговаривали, иногда брали для печати какие-то произведения.
В 1984 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла его первая книжка с незатейливым названием - «Жизнь как жизнь». Следующим был сборник рассказов «На трех буграх». В 1990 году «На трех буграх» напечатали в издательстве «Столица». В 1992-м готовилась еще одна книга, но издательство разорилось и прекратило существование.
Знакомство с коломенскими художниками Михаилом Абакумовым, Евгением Ходиным и другими неожиданно отразилось на семье Валерия Королева. Обе дочери, Василина и Катя, увлекались рисованием. Сейчас Василина Королева – известный художник-монументалист, чьи мозаики и росписи украшают коломенские храмы и не только.
Трудное время
В 90-е годы семье пришлось несладко. На первый серьезный гонорар Королев купил просторную квартиру, бывшую коммуналку, сделал ремонт. Теперь у него было полноценное рабочее место. Только должна была начаться спокойная жизнь, как разразился экономический кризис. Небольшие зарплаты и пенсии превратились в пыль, магазины зияли пустыми прилавками; люди впервые после войны узнали, что такое голод.
Будучи к тому времени членом Союза писателей, Королев вполне мог не работать, но для этого нужно было печататься, а кризис помешал. Семью нужно было кормить. Все эти невзгоды подорвали здоровье Валерия Васильевича, и весной 1995-го его не стало. В этот день его ждали в редакции «Коломенской правды», чтобы взять интервью для очередного номера. Но вместо Валерия Васильевича пришла страшная весть…
Он ушел в расцвете лет, в расцвете творчества, неожиданно для всех. Писатель умер от разрыва сердца.
Ольга Королева, жена писателя:
- Главными в нем были преданность своему делу, любовь к родной земле и людям. Хотя он часто повторял: «Хорошо говорить: «я люблю народ», «я люблю людей», но когда дело касается конкретного человека, то все гораздо сложнее». На этот счет он не заблуждался. Но по его книгам мы видим, что даже о самых пропащих, неудавшихся он пишет с жалостью и теплотой. Когда я спросила свою младшую дочь Катю, какая черта была главной в папе, она ответила: «Доброта».
Ася ЕМЕЛЬЯНОВА
Фото: Александр ВИТИН/Медиахолдинг «Ять»