Оскал преступления. Возможно, пора приравнять собак к оружию
«Когда врачи увидели анализы моего мужа, не могли понять, как он ещё в сознании», — рассказала «АиФ» супруга жителя Перми, чуть ли не до смерти растерзанного питбулями.
«АиФ» вновь возвращается к теме нападения собак на людей и задаётся вопросом: сколько ещё трагедий должно произойти, чтобы наказания для владельцев животных были реальными, а не формальными?
В ловушке с обезумевшими псами
В середине апреля 49-летний Александр пришёл на завод устраиваться на работу. С утра он не успел погулять со своими собаками — питбулями Баксом и Яни — и решил взять их с собой. На парковке предприятия мужчина привязал животных к забору, а намордники с них снял — чтобы псов «не украли». Стоило хозяину уйти, как собаки сорвались с поводков и начали бросаться на прохожих. Первым из них повезло уйти невредимыми, но, видимо, они закрыли калитку, чтобы не выпустить собак. Никто не предполагал, что в ловушке окажется другой человек... 35-летний инженер Андрей возвращался на работу после перерыва, когда на него накинулись питбули, повалили на землю. Андрею удалось высвободиться и дойти до спасительной калитки, но открыть её он не смог. Псы вновь набросились на мужчину, оттащили его и продолжили истязать. Отогнать от Андрея разъярённых животных его коллеги смогли только с помощью огнетушителя.
Андрея госпитализировали с сильными повреждениями обеих рук. Операция длилась 3 часа, но будут ли кисти работать как прежде, неизвестно. И это ещё не все последствия. Для профилактики заражения бешенством Андрею назначили антибиотики и вакцинацию. Но через несколько дней после выписки анализы показали у него серьёзные проблемы со здоровьем, и скорая вновь увезла мужчину в больницу.
«Когда врачи увидели анализы, у них были очень удивлённые лица. При верхней границе креатинина (по количеству этого вещества судят о работе почек. — Ред.) в крови 115 у мужа было больше 2400! Его сразу же увезли в реанимацию», — рассказала «АиФ» супруга пострадавшего Виктория. Сутки Андрей находился в реанимации, ему провели гемодиализ. Затем перевели в общую палату, но процедуру фильтрации крови сделали ещё несколько раз. Его состояние оценивается как тяжёлое.
Тем временем владелец собак Александр продолжает гулять с ними в общественных местах, надевая ошейники только на шею, словно украшение. В сети уже появились видеосвидетельства: хозяина с псами видели даже в автобусе! Горе-собаководу грозят административная ответственность и штраф до 30 тысяч рублей. Но Виктория с таким мягким наказанием не согласна. Она пытается добиться того, чтобы хозяин собак ответил за всё, что случилось с её мужем, и полностью компенсировал ущерб. А ещё надеется достучаться до властей и убедить их в необходимости ужесточения закона. Пермячка ищет других пострадавших от собак, чтобы объединить силы против безответственных владельцев животных.
Сможет ли Андрей вернуться к прежней жизни — большой вопрос. Если руки не восстановятся, то с профессией инженера, скорее всего, придётся попрощаться. Но об этом семья пока не думает — сейчас бы не потерять почку.
Список жертв растёт
На лечении всё ещё находится и юный сочинец Валентин Королёв, которому в феврале этого года в СНТ «Авиатор» оголодавшие соседские хаски буквально оторвали лицо (см. «АиФ» № 10). Отец отвёз сына в больницу, захватив те лоскуты кожи, что смог собрать. Остальное извлекли из желудков усыплённых псов. Не прижилось... В конце апреля мальчику сняли швы, а в мае убрали из горла трахеостому, теперь Валя дышит сам. А дальше будет череда пластических операций. Хирургам предстоит фактически заново формировать ребёнку нос.
Родители с сыном находятся в больнице в Москве. Как рассказал «АиФ» отец Валентина, вмешательств предстоит ещё много, прежде чем ребёнка хотя бы на время смогут отпустить домой. Для полной реабилитации потребуется 5 лет.
48-летний хозяин хаски вину полностью признал: собак оставил без надзора, да ещё и не приезжал их кормить несколько дней. Процесс над ним начался 19 мая. Суд первой инстанции приговорил его к полутора годам ограничения свободы. Подан также гражданский иск от потерпевших на 23 миллиона рублей для покрытия расходов на реабилитацию ребёнка. Чтобы изыскать эту сумму, суд наложил арест на имущество виновного. У сторон есть право на апелляцию и новые иски.
Между тем, когда готовилась эта статья, стало известно ещё о нескольких таких случаях. 14 мая в Нижневартовске собака покусала мать пятерых детей. По злой иронии судьбы женщина как раз шла разбираться, почему в расположенном недалеко от их дома пролеске бегают без надзора собаки, пугая гуляющих там детей. Пострадавшей сделали прививку от бешенства, у неё поднялась температура под 40. По некоторой информации, у собаки, которую считали бездомной, есть владелец. Правоохранители возбудили уголовное дело. А 17 мая в одном из магазинов Краснодара мальчика укусила собака, которую хозяева привели туда без намордника.
Тысячи и годы
В Пермском крае этой весной женщина отсудила 160 тысяч рублей у хозяина аляскинского маламута. Будучи на свободном выгуле, пёс покусал её 7-летнего сына, и маме удалось доказать, что он получил психическую травму: стал бояться всего на свете, особенно собак. Да и шрамы на лице останутся на всю жизнь. Так что выплаты сложились из компенсации морального вреда как ребёнку, так и матери. Получить деньги удалось лишь после того, как приставы арестовали счета должника. А жительнице Выксы Нижегородской области, натравившей в прошлом году собаку на своего соседа, суд назначил 7 лет колонии. Команду алабаю напасть на 41-летнего мужчину расценили как покушение на убийство. Огромный пёс буквально разорвал жертву: перегрыз руку и трахею, сломал подъязычную кость — медики скорой помощи даже не были уверены, что довезут пациента живым до реанимации. Сейчас он общается при помощи записок, рука с повреждёнными сухожилиями тоже функционирует плохо.
Причинил собакой ущерб? Восполни!
Является ли в данном случае собака орудием убийства — вопрос дискуссионный, считает член Ассоциации юристов России Вреж Гулян: «На законодательном уровне чётких критериев, что может служить орудием убийства, не существует. Это могут быть нож или пистолет, а могут быть ложка или вилка. Собака — существо живое, поэтому назвать её "орудием" сложно». «Собаки, согласно законодательству, отнесены к движимому имуществу. Если человек при помощи такого имущества причинил ущерб, то он должен этот ущерб восполнить. В зависимости от ситуации речь может идти о наказании как по административной, так и по уголовной статье», — добавляет заслуженный деятель Российской кинологической федерации Александр Шляпин.