КАВКАЗСКАЯ РУЛЕТКА-2: «Великий» Курдистан. Часть 8
Армянская тема в Турции неразрывно связана со стремлением курдов к самоидентификации. Взращённая мечта последних о независимости и самостоятельности легла в основу американских планов по созданию Курдского Государства, в том числе на исторически принадлежавших Армении землях. Принятая в период нахождения у власти в США республиканцев стратегия передела границ Ближнего Востока с возвращением в Белый дом Дональда Трампа с большой вероятностью получит новый импульс. Этому способствуют не только геополитические интересы Вашингтона, но и собственная зарубежная бизнес-концепция нового президента США.
Явные сигналы активизации ближневосточного и кавказского векторов внешней политики Вашингтона проявляются в настоящее время в Тбилиси и в сирийском Алеппо. Нагнетание поляризации в грузинском обществе свидетельствует о том, что этой стране отведена роль стартового механизма деструктивных процессов на Кавказе, которые затем должны перекинуться на Армению. Одновременная эскалация напряженности севере Сирии, сопряженная с заморозкой израильско-палестинского противостояния, свидетельствует о переносе центра внимания Лондона и Вашингтона в зону российских и иранских интересов с тем, чтобы отвлечь внимание и ресурсы последних с кавказского направления. К взаимозависимости названных, казалось бы малосвязанных, событий мы обязательно вернёмся после того, как сложим этнический пазл региона, без понимания которого весьма не просто разобраться в общей картине происходящего.
Англичане и американцы, манипулируя межэтническими процессами на Южном Кавказе и Ближнем Востоке, последовательно выстраивают систему рычагов воздействия на страны региона. Они прочно закрепились в Армении и Ираке. Через поддержку курдских группировок в северных районах Ирака и Сирии культивируют условия для эскалации сепаратистских настроений на сопредельные территории – юго-восток Турции и запад Ирана.
Основную, хотя и не столь очевидную сегодня, ставку в череде управляемых кризисов Запад делает на курдов, которые являются крупнейшим национальным меньшинством в большинстве государств Ближнего и Среднего Востока. В их понимании именно этот народ из-за исторических разногласий как с властями стран, где они проживают, так и на межродовом уровне, является потенциальным катализатором конфликта в нужной им точке региона.
Весомая часть курдов сосредоточена в так называемом «Великом» Курдистане, который не имеет юридически зафиксированных границ и расположен в пределах Армянского и Иранского нагорий. Его земли (общая площадь более 410 тысяч км2) охватывают несколько провинций Турции (194 тысяч км2), Сирии (18 тысяч км2), Ирака (75 тысяч км2) и Ирана (124 тысяч км2). Оценочно в мире насчитывается до 40 миллионов курдов. Три четверти из них находятся на территориях названных государств (Турция – до 12 млн, Иран – до 10 млн, Ирак – до 6,2 млн, Сирия – около 2,5 млн). Курдские общины есть и в Западной Европе, Афганистане, Пакистане, Ливане, России, в Закавказье и Центральной Азии, но там их концентрация существенно ниже.
Язык курдов принадлежит к западной иранской ветви и является родственным персидскому, таджикскому и осетинскому. Он делится на две группы диалектов: курманджи – 60 процентов (в основном латинская и арабская графика) и сорани – 30 процентов (только арабская графика). Характерно, что жители юго-восточных районов Турции отмечают существенное различие курдских наречий даже в рядом расположенных населенных пунктах. А сами курды констатируют порой полное непонимание соседей «соплеменников». Одной из причин этого называется армянская языковая основа, как следствие их проживания на исторически принадлежавших армянам землях. По другой версии – это курдизированные армяне, массово укрывавшиеся от преследования турок в различные исторические периоды в небольших горных курдских селениях, особенно в сирийском Африне.
Роль религии в современном курдском обществе относительно невелика. Большинство курдов – это мусульмане-сунниты (до 75 процентов). Шииты составляют порядка 20 процентов. Однако ислам, равно как и его радикальные проявления, не популярны в их среде. Скорее это дань окружению, в котором они проживают. Особую этно-конфессиональную группу курдов образуют езиды (до 300 тысяч человек). Они исповедуют культ синкретического характера, вобравший в себя элементы иудаизма, христианства, ислама и некоторых других верований.
О состоянии курдских диаспор в Турции, Сирии, Ираке и Иране в наших следующих публикациях.
Алексей Рощин
Продолжение следует…
Источник: https://t.me/AnalyticsBC