Эксперт прокомментировала инициативу Госдумы о записи на видео сделок с недвижимостью

Эксперт «НДВ Супермаркет Недвижимости» Елена Мищенко прокомментировала возможное нововведение и рассказала, настолько ли все так прозрачно и выполнимо.
Идею записывать на видео сделки с недвижимостью предложил депутат Владимир Кошелев. Он отметил, что записанная процедура наглядно зафиксирует все происходящее на сделке: поведение сторон, их реакцию на вопросы нотариуса, а также продемонстрирует добровольность подписания бумаг. По его словам, это даст возможность выявить случаи давления, угрозы либо состояния недееспособности одной из сторон, сделав доказательства практически бесспорными.
Как отмечает руководитель Департамента городской и загородной недвижимости «НДВ Супермаркет Недвижимости» Елена Мищенко, фиксировать сделки с недвижимостью на видео выглядит логичной на фоне участившихся попыток мошенничества, особенно с участием пожилых и уязвимых граждан.
«Если эта мера будет грамотно реализована, она может стать дополнительной защитой интересов сторон и снизить количество судебных споров о недееспособности или давлении при заключении сделок», - подчеркнула эксперт.
При всех позитивных моментах важно понимать некоторые особенности процесса:
Юридическая сила видео. Видеофиксация не заменяет полноценную правовую экспертизу и не решает всех споров. Например, даже если человек на видео выглядит вменяемо, это не доказывает его дееспособность на момент сделки. Понадобятся всё те же справки, медицинские заключения и т.д.
Конфиденциальность. Запись содержит персональные данные, паспортные сведения, суммы и условия расчётов. Это требует продуманного подхода к хранению, защите и доступу. Кто будет оператором записи? Нотариус? Агент? Государственный регистратор? Все эти детали важны и их необходимо прописать в законе.
Технические сложности. «Не у всех нотариусов или агентов есть оборудование для качественной записи звука и видео, - напоминает Елена Мищенко. Придётся тратиться на технику, организацию хранения (например, на защищённые серверы) и обеспечить доступность этого архива минимум на 5 лет. Кто за это будет платить?»
Возможность манипуляций. Видео можно смонтировать, а можно и просто «потерять». Надёжность такой фиксации зависит от того, как будет организован сам процесс съёмки, хранения и верификации подлинности. И это уже не только юридический, но и IT-вопрос. Возможно нужно сделать определенный раздел в госуслугах, но выдержат ли сервера такой объем информации. Некоторые сделки идут до нескольких часов.
Рынок реагирует на изменения. Уже сейчас у нас есть практика видеосъёмок при нотариальных сделках, но она не обязательна. Если сделать это нормой — нужно заранее готовить и нотариусов, и агентов, и самих граждан, иначе мы получим либо формализм, либо саботаж граждан с нежеланием съемки на видео.
«Сам по себе законопроект — интересный шаг навстречу большей прозрачности и безопасности сделок. Но чтобы он реально работал, а не стал ещё одной формальной галочкой, нужна чёткая регламентация, технологическая база и защита прав всех участников. А иначе это будет как с регистраторами в машинах: есть запись — и что дальше?», - отметила Мищенко.