Психологический феномен: почему россияне готовы переезжать в другие города в поисках работы
Больше половины молодых россиян готовы переехать в другой город ради выгодной работы, показывают опросы. Более того, некоторые меняют место жительства едва ли не каждый год. Почему россияне готовы переезжать в другие города в поисках работы, выясняла «Вечерняя Москва».
Пословица «Один переезд равен двум пожарам» больше не актуальна. Молодые люди все чаще готовы поменять место жительства, если получат выгодное предложение о работе. Крупный сервис поиска работы провел опрос 2000 респондентов в возрасте от 18 до 24 лет. Он показал, что 63 процента молодых людей готовы сменить регион ради работы, а каждый пятый уже получил такой опыт и открыт к конкретным предложениям.
Кто-то возразит — это не новый тренд! Молодежь в поисках лучшей жизни уже давно переезжает в мегаполисы из городов поменьше. В свое время так же поступили и мои родители — оставили Поволжье и поселились в Москве. Однако их поколение переезжало, потому что в родном городе в «лихие 1990-е» обеспечить себе хотя бы удовлетворительный уровень жизни было очень тяжело. До переезда в столицу мои родители в принципе не могли устроиться на нормальную работу, чтобы прокормить себя.
Сейчас же, во времена дефицита кадров, найти работу даже в небольшом городе не составляет труда. Кроме того, существует множество вариантов удаленки. Тогда почему готовность к переездам ради карьеры среди молодежи только растет? Более того, некоторые готовы менять место жительства по несколько раз и не видят в этом ничего особенного.
Врач-психиатр, член Российского общества психиатров Антон Шестаков изучает этот феномен с психологической точки зрения. Он отмечает, что свою роль сыграло взросление в эпоху глобализации и популярность социальных сетей.
«Смерть — это не конечная точка»: почему верующих среди молодежи в России становится больше
— Поколение Z, то есть люди 1997–2012 годов рождения, кардинально отличается от предыдущих в вопросах привязанности к месту. У них другая система ценностей, сформированная в эпоху интернета и глобализации, — отмечает эксперт. — В отличие от их родителей и дедушек современные молодые люди часто не имеют глубоких эмоциональных связей с родным городом. Соцсети заменили им дворовые компании, а друзья теперь могут жить в любой точке мира. Когда основное общение происходит онлайн, физическое местоположение теряет значимость, — подчеркивает психиатр.
Эксперт отмечает, что современная молодежь живет с постоянным ощущением, что где-то есть лучшая работа, более высокая зарплата, более интересные проекты.
— Этот психологический феномен, который психологи называют FOMO (fear of missing out — боязнь пропустить важное), заставляет их активно искать новые возможности, не привязываясь к одному месту, — подчеркивает эксперт.
По словам психиатра, молодые люди сегодня ставят личностный рост выше материального благополучия родителей. Они готовы жертвовать многим ради возможности раскрыть свой потенциал.
— Кроме того, в отличие от предыдущих поколений, которые ценили стабильность, современная молодежь воспринимает изменения как естественную часть жизни. Они выросли в мире постоянных технологических революций и научились быстро адаптироваться к новому, — отмечает психиатр.
В этом не могу не согласиться с Антоном Алексеевичем. Я выпускалась из вуза в 2022 году, и многие мои однокурсники уехали работать в другие города и даже страны. Некоторые из них уже поменяли несколько локаций. «Мы пережили пандемию ковида, живем в эпоху политических потрясений — неужели не вынесем переезд?» — смеялись они. Одни оставляли семью, другие — друзей, третьи — возлюбленных. Это не значит, что в столице они не могли найти работу — нет, конечно, но они искали лучших для себя возможностей. И за ними были готовы умчать хоть на край света.
Важным фактором оказывается острая проблема современных реалий — невозможность покупки жилья.
— Я снимала квартиру в Москве, потому что не хотела жить с родителями. Теперь тоже снимаю, в Ростове-на-Дону. Вся необходимая мне инфраструктура здесь есть. Жилья своего у меня и в Москве нет, так почему бы и не переехать? Зарплату предложили больше, чем в столице, — рассказывает Анастасия Николаева, одна из моих однокурсниц.
Кстати, решающим фактором оказываются не только деньги. Хотя, конечно, зарплата должна превышать предложение в родном городе соискателя (по оценкам экспертов — на 30–50 процентов). Но член Ассоциации профессиональных психологов и психотерапевтов, основатель Академии роста личности Евгений Гурьев выделяет несколько критериев, при наличии которых молодые люди согласны на переезд: понятные перспективы карьерного роста на 2–3 года вперед; поддерживающая корпоративная культура и помощь с адаптацией; развитая городская инфраструктура — жилье, транспорт, досуг, образование; гибкие условия работы, включая возможность частичной удаленки.
— В России мобильность постепенно становится нормой по тем же причинам, что и в США: рынок труда динамичен, компании развиваются в разных регионах, а цифровая среда стирает географические границы. Для нового поколения периодические переезды — не стресс, а логичный шаг, если он приближает их к целям, — отмечает Гурьев.
По словам Наталии Остапенко, директора по персоналу в крупной фирме, компаниям стоит внимательно отнестись к этому тренду.
— Готовность к переезду становится важным конкурентным преимуществом молодых специалистов. Это не просто временное явление, а формирующаяся новая норма на рынке труда. Компании, которые смогут эффективно использовать этот тренд, получат значительное преимущество в борьбе за таланты. А молодые профессионалы, готовые к переменам, открывают для себя новые горизонты карьерного роста и личностного развития, — отмечает эксперт.
Тренд поддерживают и те, кто занимается профориентацией детей и подростков. Например, благотворительный фонд «Хранители детства», который помогает ребятам из детских домов, кризисных и приемных семей, детям с ограничениями по здоровью сделать осознанный выбор профессии и получить опыт работы при поддержке наставника.
— У молодых людей появляется больше информации о перспективах работы в том или ином месте. Например, мы даем информацию подросткам о разных компаниях и профессиях, при этом не все представлены в месте проживания подопечных. Но зумеры готовы переезжать, поэтому не воспринимают эти предложения как что-то невозможное для себя, — рассказала директор фонда Александра Андриевских.
Словом, тренд поддерживают всесторонне. Однако можно выделить несколько проблем, которые он может за собой повлечь. Во-первых, как работодателям удержать у себя «пташек», которые переехали к ним за лучшими условиями, если завтра их поманят еще более выгодным предложением? Постоянно повышать зарплату, предлагать новые возможности? Однако у всего есть свой потолок. Да и не оценят такое сотрудники, которые не переезжали ради карьеры, — они тоже потребуют улучшения условий.
Во-вторых, согласно опросам, зумеры чувствуют себя самым одиноким поколением. А как иначе, если нет ни кола, ни родного двора, ни друзей детства рядом? Виртуальное общение не может полностью заменить реальное — об этом психологи говорят уверенно.
В-третьих, такой образ жизни не располагает к созданию семьи (которая требует «оседлости», ведь намного проще переезжать одному, чем с ребенком, которого придется оторвать от привычной обстановки, переустраивать в школу). А демографическая ситуация в нашей стране, как известно, печальная. Поэтому тренд, с одной стороны, позволяет зумерам реализовываться в карьере, а работодателям — получать в свои руки таланты, с другой — жизнь не ограничивается только работой, а сотрудник, приехавший из другого города, может оказаться «перекати-поле» и вскоре пожелать блеснуть где-нибудь еще.
Возможно, здесь подойдет принцип «Не можешь победить — возглавь». Государству вполне реально обернуть тренд в свою пользу и обеспечить приток людей в регионы с убылью населения. Если там будут созданы привлекательные условия (например, субсидии на съем жилья), желающие наверняка найдутся.
Кстати
Молодые специалисты при выборе места работы обращают внимание прежде всего на стабильность компании (48 процентов), требуемый стаж (40 процентов), формат занятости (39 процентов). А основные причины смены работы среди молодежи: неудовлетворенность зарплатой (43 процента), отсутствие карьерного роста (32 процента).
Какие регионы интересуют молодежь
Москва, Санкт-Петербург, а также прилегающие к ним области — традиционные центры трудовой миграции. Но, согласно опросам, не все дороги зумеров ведут туда. Например, третье место среди регионов, интересующих молодежь, занимает Краснодарский край, в том числе из-за климата. В топах также Калининградская, Новосибирская и Свердловская области, Республика Татарстан, Крым.
Еще один тренд у современной молодежи — «злостное выгорание». Эксперты в сфере HR утверждают, что молодые сотрудники используют такие жалобы в качестве аргумента для повышения заработной платы: они постоянно ссылаются на усталость и стресс. «Вечерняя Москва» узнала у врача-психиатра, психотерапевта Евгения Фомина, почему у молодежи в России стало модно жаловаться на жизнь.