Будни и стремления Ирины Камышовой
Совсем скоро команда по волейболу ДЮСШОР Богородского округа под руководством тренера Ирины Камышовой поедет на Первенство России по пляжному волейболу среди юношей до 15 лет, который пройдет с 15 по 20 августа в городе Анапа.
Право участвовать в столь престижных соревнованиях спортсмены из Ногинска заслужили своими успехами на Первенстве Московской области по пляжному волейболу. В первом туре, состоявшемся в городе Домодедово, они завоевали первое место среди 26 команд. Не было им равных и во втором туре, который проходил в Мытищах, где за звание сильнейших боролись 24 команды. После этого Федерация волейбола Московской области дала им путевку на Первенство Центрального федерального округа в городе Орле, где юные ногинчане завоевали третье место, а вместе с ним и право участвовать в первенстве России.
В прошлом, 2024 году воспитанники Ирины Сергеевны также отличились на соревнованиях по классическому волейболу: команда юношей 2011 года рождения участвовала в областном турнире по волейболу среди городов воинской славы, заняли третье место и удостоились права участия в Первенстве России, которое собрало в Воронеже команды из почти двух десятков регионов страны. Юным волейболистам из Ногинска тогда 0,01 процента балла не хватило, чтобы попасть в 1/8 финала, и заняли в итоге 10 место. Ирина Камышова считает это достижением, ведь за последние два десятка лет команда учащихся из Ногинска впервые участвовала в соревнованиях такого высокого уровня.
— Ирина Сергеевна, Вы тренируете три команды детей разных возрастов в секции классического волейбола. Зачем решили заниматься еще пляжным волейболом, для которого в Ногинске нет никаких условий?
— Классическим волейболом занимаемся в залах 9 месяцев в году, но летом в залах жарко, душно, играть невозможно. Но форму, как говорится, поддерживать надо, поэтому и решили заниматься пляжным волейболом. Игра на песке развивает выносливость, прыгучесть и хитрость.
— Это как?
— Когда ты играешь в зале, выигрывает, как правило, тот, кто ударит сильнее. В пляжном волейболе ты не сможешь бить так сильно, потому что трудно прыгать из песка: вязнешь в нем. Поэтому ты скидываешь мяч, накатываешь его — хитришь, словом. И когда эти навыки применяешь в классическом волейболе, ты оказываешься в выигрыше. Поэтому считаю большим плюсом возможность комбинировать тренировки классического и пляжного волейбола.
Я сама играю до сих пор, в том числе, в пляжный волейбол. Бегаю по песку хотя бы раз в неделю. На соревнованиях уже заранее знаю, куда прилетит мяч, выхожу на нужное место и принимаю его.
— Ирина, в детстве вы занимались футболом. Скажите, как вы переключились на волейбол?
— На одном из таких футбольных матчей, когда я жонглировала мячом, ко мне подошел тренер из ЦСКА и предложил поступить в школу олимпийского резерва и заниматься футболом профессионально. Меня не отпустили родители, но я была рада этому: мне тогда было 8 лет и я не была готова уехать куда-то из родного дома. Спустя некоторое время лучшая моя подруга предложила: пойдем в волейбол! Я согласилась.
— Трудно было переключиться с футбола на волейбол?
— Поначалу, по привычке, мяч отбивала ногами. Тренер наказывал за это — заставлял отжиматься за каждый удар ногой. И так три-четыре раза за тренировку. Думаю, это пошло мне на пользу: у меня теперь сильный удар. Но самое главное, за год я стала одной из лучших игроков в команде. Я полюбила волейбол и занимаюсь им вот уже 22 года.
— И уже тогда решили связать свою жизнь со спортом?
— Считаю, что я спортсменка, как говорится, до мозга костей. Понимала, что если после 11 классов пойду в спорт, то больше ничем по жизни заниматься не буду. Поэтому поступила в институт на инженера-эколога. Параллельно продолжала тренироваться. Играла и подсказывала другим. Лет 12 назад Людмила Михайловна Деваева, один из моих тренеров, сказала: Ира, почему ты не ведешь тренировки? Видно, что это тебе нравится, и у тебя получается. Иди, тренируй! Мне кажется, что это твое. «У меня же нет педагогического образования», — ответила я. Людмила Михайловна посоветовала мне поступить в наш, Ногинский педагогический колледж и добавила: — «Мы все тебя знаем, у тебя получится».
Я поступила на заочное отделение в педагогический колледж. Одновременно продолжала учебу в институте. А вскоре мне доверили группу детей в секции волейбола в школе № 16, и я начала работать.
— Помните свое первое занятие-тренировку?
— Да. На него пришла одна единственная девочка, помню ее имя — Аксинья Качанова. Поначалу расстроилась, что на тренировке всего один ребенок. Но с другой стороны, можно сказать, что провела с ней индивидуальное занятие. Потом, когда на занятие стали ходить 12-15 человек в возрасте 7-9 лет, стало сложнее — не все слушаются, каждому нужно уделить время, объяснить, показать. Где-то через год летний спортивный лагерь в школе № 14 неожиданно остался без тренера и мне предложили временно поработать с детьми месяц. В итоге, летним спортивным лагерем остались довольны и дети, и их родители, и руководство СДЮШОР. И мне предложили работать с этой группой дальше, но уже на постоянной основе.
Пять лет назад мне предложили работать с 9-летними мальчиками. До этого в основном работала с девочками.
— Сейчас этим мальчикам 14 лет, возраст переходный, сложный. Они все выше вас. Трудно с ними работать?
— Я работала и с мальчиками, и с девочками разных возрастов. Везде, в любом возрасте есть свои особенности. Сейчас я довольна, что работаю с парнями. В начале они бунтуют, показывают свой характер, не слушаются, но если они в тебя поверят, то они смогут свернуть горы. Так и произошло с нынешними моими 14-летними парнями. Но когда они увидели, что я стараюсь, вкладываюсь, помогаю им даже в вопросах, не касающихся волейбола, все изменилось. Стараюсь воздействовать на своих парней через призму понимания, никогда на них не ору, не повышаю голос. За пять лет работы мне удалось сплотить дружную команду.
— Ирина Сергеевна, в вашей тренерской работе были сложные периоды. Не было желания сменить волейбол на что-нибудь другое или вообще уйти из спорта?
— Мне предлагали перейти в разные виды спорта. Например, в дзюдо. Объясняли, что у меня очень хорошо будут получаться броски и вообще очень хорошие перспективы т.д. и т.п. Меня переманивали в хоккей на траве и убеждали, что там можно ездить по миру, рисовали другие радужные перспективы. Но я с детства приучена к ответственности и не могла бросить команду, в которой играла и где была капитаном. Посчитала это предательством по отношению к тем, кто в тебя верит.
Я люблю волейбол, наверное, из-за атмосферы. Несколько месяцев назад один мой друг захотел посмотреть, как играют мои мальчики. «Как же здорово они играют! Я по-хорошему завидую твоим парням — они дружны, у них глаза горят, эмоционально понимают и поддерживают друг друга,» — восхищался он после увиденного.
— Думаю, в первую очередь, это Ваша заслуга. За счет чего вам удалось создать такую атмосферу?
— Есть командные игроки, есть единоличники. Я точно командный игрок. Это, наверное, касается и моих пацанов. Мы дружны. Они, например, после самостоятельной игры на стадионе недалеко от моего дома могут позвонить и сказать: Ирина Сергеевна, мы рядом. Я их приглашаю домой и мы вместе пьем чай. Каждое лето мы ходим на шашлыки на закрытие сезона. Хожу с ними в кино, отмечаем дни рождения. И все это, чтобы объединить их в сплоченный коллектив.
— А не стирается грань между наставником и подопечными, нет ли опасности панибратских отношений?
— Такая опасность есть. Мне кажется, через это проходил чуть ли не каждый тренер. И со мной это произошло много лет назад: в какой-то момент грань между нами действительно начала стираться. Было неприятно, хотела ведь, как лучше, но получилось совсем не то. Поняла и сделала выводы. Теперь я детям сразу говорю: мы пьем чай, участвуем в каких-то совместных мероприятиях. Это позволяет вам общаться с тренером не только на спортивной площадке. Но никогда не забывайте, что вы мои ученики, а я ваш тренер.
— Знаю, что Вы со своими подопечными два года ездили на различные соревнования и ничего не выигрывали. Руки не опускались у Вас и Ваших ребят?
— У меня нет, а ребята поверили в меня — это очень важно. Действительно, мы два года никаких призов не выигрывали, но мы набирались опыта. После каждого поражения, после каждого неудачного выступления члены команды собирались, обсуждали игру, недоработки и говорили: парни, давайте работать лучше, чтобы мы выиграли в следующий раз!
— И наконец-то, этот долгожданный «следующий раз» наступил. После нескольких лет тренировок и безрезультатного участия в различных соревнованиях ребята резко рванули вверх — выигрывают областные соревнования, участвуют во всероссийских турнирах. Не закружилась ли у них голова?
— Скажу честно: вообще-то для меня этот год был довольно сложным: моим ребятам уже 14 лет, у них переходный возраст, после ряда успешных выступлений появилась звездная болезнь, и они думали, что они главные, тем более, все выше меня ростом на 20-25 см. Но я провела собрание сначала с самими детьми, а потом с их родителями и объяснила, что они все равно дети несмотря свой рост и возраст, а я — тренер, и я главный. Если я не соглашусь на турниры, то вы будете сидеть дома и ничего не будете выигрывать. Ваши успехи — результат того, что я вкладываюсь в вас и вы стараетесь, делаете то, что я вам говорю. Это наша общая командная работа. С пониманием к моим словам отнеслись и родители. Большое им за это спасибо.
И еще. Своих парней, чтобы корона не придавливала им головы, при любой возможности ставлю против старших и более сильных. После таких встреч они сразу чувствуют, что им расти еще и расти. Готовясь к Первенству России, я их свозила, например, на мужские турниры в Сергиев Посад, в Домодедово. Мы там ничего не заняли, но сыграли достойно и получили дополнительный бесценный опыт. Мои ребята послушали взрослых спортсменов, которые похвалили их за старанье и подсказали какие-то фишечки, а также посоветовали слушаться тренера.
— Взрослые спортсмены это сделали с Вашей подсказки?
— Нет, конечно. Когда ты с подростками приезжаешь на соревнования, где выступают взрослые, которые видят, как я стараюсь, болею за своих и как маленькие дети хорошо играют для своего уровня, умиляются, восхищаются, а после соревнований они перестают видеть в детях соперников, стараются помочь искренне, чтобы они стали играть еще лучше. Парни, как губки, впитывают подсказки.
Это дополнительная работа, которую многие считают не обязательной и не обременяют себя ею. Но любой успех — это результат долгого, упорного и целенаправленного труда. Открою небольшой секрет: я стараюсь дать детям больше и лучше, чем в свое время мне давали мои наставники. Делаю все возможное, чтобы мои воспитанники получали то, чего мне не давали и мне не хватало.
— Ирина Сергеевна, Вы также тренируете еще два состава — мальчиков 12 — 13 лет и младше. Можете определить сразу: будет из ребенка толк или нет?
— Есть у меня группа 2013 — 2014 годов рождения. Я только год занимаюсь с ними. Они слушаются, у них горят глаза, как у моих старших. Но в этой группе есть два мальчика, им по 10 лет. Они постоянно подходят ко мне и говорят: Ирина Сергеевна, мы очень хотим заниматься волейболом, можно ли нам ходить к старшим? Они целый год ходили к старшим. После тренировки отпускаю всех, ко мне подходит маленький Артем Капустин и просит разрешения дополнительно сделать 10 передач тяжелым мячом, чтобы совершенствовать технику. Конечно, таких ребят, которые подают большие надежды, пока единицы. Но со временем они станут примером для многих. А моя задача поддерживать их, помогать им.
— Вы молодая симпатичная девушка, но не замужем. Почему? Времени не хватает или не встретили еще своего принца?
— Можно сказать, что не встретила принца. У меня был молодой человек, который жестко контролировал меня, и в какой-то момент я поняла, что живу как в клетке, и надо выйти из этих отношений. Мы прекратили общение.
Еще общалась с молодым человеком, с которым у нас было полное доверие, взаимопонимание. В какой-то момент человек пошел в карьерный рост. Он сказал, что мне нужна любовь и внимание, а он не сможет это гарантировать, так как будет посвящать себя работе и карьере. Мы расстались, но остались друзьями.
Несколько месяцев назад со мной познакомился парень, с виду нормальный. Он работает до шести вечера, а я с 16.00 до 21.00. Графики не совпадают. Когда он заявил, что его бесит моя работа, я поняла, что нам с ним не по пути. Поняла, что у нас не совпадают не только графики работ, но и жизненные пути.
Я нашла свою работу, где могу реализовать себя, верю, что когда-нибудь встречу и «своего» человека.
Вел интервью
Рустам БЕШИРОВ
МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ:
Нашему сыну Тимуру очень нравится дружелюбный, индивидуальный подход Ирины Сергеевны ко всем ученикам. Всегда спокойно поговорит, доступно объяснит.
Татьяна Рахманова
У Ирины Сергеевны тренируется наш сын Игорь. Нам нравится ее заинтересованность в росте как всей команды, так и каждого ее члена. Мне кажется, что для Ирины Сергеевны это не просто работа, а что-то большее.
Ольга Михайлова
На тренировки наш сын Тимофей бежит с огромным удовольствием. Для нас и нашего ребенка Ирина Сергеевна не просто тренер, но и друг, и член семьи, и Наставник (с большой буквы). Как говорит наш папа, она душевный человек, и уверена, что так считает вся команда.
Татьяна Костина