Добавить новость

Реутов послевоенный

Proreutov.ru (Реутов)
64

О реалиях 1950–1960-х годов рассказывает уроженка нашего города из поколения детей войны Галина Александровна Киринская.

Мои родители Александр Сергеевич и Зинаида Григорьевна Коршуновы были из Тульской области, приехали в Реутов еще подростками, здесь же и познакомились. Обе мои бабушки жили в Реутове. По линии мамы — в Шестой казарме, ее называли Атабаевкой, сейчас на ее месте современный жилой комплекс. По линии отца — в частном деревянном доме, в начале теперешней улицы Ленина.

Мой старший брат родился в 1939-м, я — в 1944-м. Папа был редактором реутовской газеты «Заря коммунизма» и внештатно сотрудничал с «Известиями». Он умер, когда мне было 9 месяцев, и с потерей главного кормильца наша семья жила бедно даже по меркам того времени — сколько помню, все время у нас были долги. Мама какое-то время работала бухгалтером на фабрике, но потом стала портнихой в мастерской. Тогда говорили не ателье, а мастерская. Она располагалась в доме 12 по улице Ленина, потом туда переехал горсовет.

Сначала мы жили в Первой казарме на первом этаже. Помню, как детей собирали в красном уголке и показывали мультфильмы-сказки. На все четыре этажа была общая кухня — на первом этаже. Там стояли печи — открываешь заслонку и ставишь кастрюлю. Для этого имелись специальные прихваты. Здесь же был большой металлический куб с горячей водой. Люди приносили в тазиках грязную посуду, мыли ее, сливали грязную воду — все было продумано.

Помимо печей у всех были керосинки, на них готовили еду дома. На весь Реутов была одна керосиновая лавка — она располагалась за Молодежным центром, там сейчас детская площадка. Еда была самая простая — картошка, щи. Позже появилось сливочное масло. Холодильников не было, и в теплое время года мама держала его в холодной воде, чтобы не испортилось. Позже, когда мы переехали в Четвертую казарму, у нас были соседи — многодетная семья, три девочки, один мальчик. Я была старше и помогала соседке присматривать за дочками — заплетала им косички, играла. И в этой семье я впервые увидела котлеты. Сколько мне было? Точно не помню, лет восемь-девять. Кажется, примерно в то же время я впервые попробовала конфету. Приехал в гости мой дядя, брат отца, военный. Он угостил меня конфетой и сказал: «Но ты должна с кем-то поделиться». Так нас воспитывали, так мы потом всю жизнь и жили — нужно помогать другим, делиться.

Весной выделяли землю под огороды, где сажали картошку. В конце лета собирали урожай. Для тех лет это было большое подспорье.

Магазинов было два. Один неподалеку от фабрики, напротив туберкулезного диспансера. Второй появился позже — на нечетной стороне улица Ленина, в самом начале, на первом этаже многоэтажного дома. Так и называли в повседневности: фабричный и новый. «Ты куда?» — «В фабричный». Или: «Где купил?» — «В новом». Помимо продуктов питания, в новом магазине продавали и промышленные товары. 

В Четвертой казарме мы жили уже на втором этаже — комната 52. В 53-й — та семья, которая очень хорошо питалась. Поначалу дети в Четвертой казарме меня приняли как чужую. Одна из девочек, проходя мимо, стукнула меня. Я поняла, что здесь придется постоять за себя: позже постучала в комнату, где жила эта девочка, и, когда та открыла, точно так же стукнула ее. После этого меня не обижали — наоборот, мы подружились на всю жизнь.

Игры были самые незамысловатые — «казаки-разбойники», «двенадцать палочек». По правилам последней, на дощечку, установленную на камень, клали двенадцать палочек. Кто-нибудь прыгал на верхний край дощечки, палочки разлетались в разные стороны. В это время все разбегались и прятались, а водящий должен был собрать палочки, снова сложить их на дощечку и только потом отправляться на поиски. Если один из тех, кто прятался, выбегал и прыгал на дощечку, водящий должен был снова их собрать. Так целый день можно было водить. 

Еще мы обожали кино. Его показывали в деревянном клубе, который стоял на месте Молодежного центра. В нашей казарме жила контролерша тетя Маруся. С ее ли ведома или без него, кто-то сделал дубликат ключа. Когда начинался сеанс, мы тихо-тихо пробирались внутрь и сидели у первого ряда. С окончанием фильма забирались под небольшую лестницу, которая вела на сцену, и там дожидались, когда все «официальные» зрители выйдут. Потом выбирались и сами. Раз десять посмотрели «Тарзана». Но в основном показывали, конечно, отечественные фильмы — «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Вратарь», «Небесный тихоход», «Свинарка и пастух».

Кино показывали и в казарме. Натягивали простыню поперек коридора, устанавливали проектор и крутили фильм. Коридор был длинный — 150 метров. Я это помню, потому что нам в школе однажды дали задание: измерить длину коридора. Понятно, что люди в казарме общались намного теснее, чем в современных домах. Если у кого-то свадьба, праздновали всем этажом. Музыкальных инструментов практически ни у кого — разве что гармошка.

У 12–13-летних подростков Четвертой казармы была традиция, которую передавали от поколения к поколению: 2 мая ехать в Москву в Парк культуры имени Горького кататься на колесе обозрения. Тогда оно было большое. Однажды мы решили продлить приключение. Парк стоит у Москвы-реки, а мы слыхали, что и Московский университет тоже на берегу Москвы-реки. И вот компанией 4–5 человек решили дойти до него, идя по берегу. Шли-шли — дошли. Погуляли возле университета. 

Запомнился такой эпизод. Мы увидели почтовый ящик для отправки писем — не обычный, подвесной, а с человеческий рост. Это и понятно — в МГУ студентов много. Он был так заполнен, что край одного из писем высовывалось наружу. Мы его достали, вскрыли, прочитали, заклеили конверт обратно и снова засунули письмо в ящик. Пора возвращаться, а идти далеко. Все деньги потратили в парке, только у одной девочки еще оставались. Но она не хотела их тратить на речной трамвайчик, и мы на нее за это обиделись. Пришлось и обратно идти пешком. Домой вернулись поздно. Конечно, нам всем попало. 

О школах. Начальная, деревянная, находилась за Молодежным центром. С 5-го по 7-й класс — в одном из зданий теперешней Реутовской больницы. Старшая — в нашей старой кирпичной школе, построенной еще в 1888 году. Помню, мы были очень дисциплинированные. О том, чтобы на переменах носиться по коридору и речи не шло: чинно прогуливались с подружками под ручку. Тогда было развито тимуровское движение — помогали одиноким бабушкам. Еще, будучи пионерами, принимали участие в разбивке парке на южной стороне города — сажали кустарники. Позже, когда стали старшеклассниками и комсомольцами, принимали участие в строительстве МКАД — делали откосы автомагистрали на участке, где она пересекается с железной дорогой и далее в сторону Ивановского. Сначала разравнивали граблями, подсыпали грунт, затем укладывали дёрн. За это строительная организация премировала наш комсомольский отряд поездкой в Ленинград.

Вообще, помимо школьных занятий, мы всегда были чем-то заняты. В клубе работали бесплатные детские кружки: драматический, танцевальный и вышивания. Я посещала последние два. На вышивание шли с небольшими чемоданчиками и воображали себя взрослыми девушками, хотя нам было по 8–9 лет. С танцевальным коллективом много выступали на различных фестивалях Москвы и области. 

Город был очень спортивный. На месте, где сейчас находится Мемориал Славы, была спортивная площадка — на ней играли в волейбол люди со всего города, а мы с восхищением на них смотрели и учились у них мастерству. Зимой на стадионе (сейчас это территория «НПО машиностроения») до умопомрачения катались на коньках-лезвиях, прикрученных к валенкам. Летом смотрели футбол, особенно когда играл наш знаменитый футболист Анатолий Башашкин — игрок сборной СССР, олимпийский чемпион 1956 года. Приезжали к нам знаменитые футболисты и классные команды. Много купались на Фабричном пруду и в прудах поменьше; их было несколько в районе улиц Гагарина, Советской, проспекта Мира.

У многих сверстников отцы были фронтовиками, но о войне они почти не рассказывали. Да и День Победы, как известно, до 1965-го года не отмечали. Что запомнилось из послевоенных лет — смерть Сталина. Мы все сильно плакали. Запомнились и ежегодные снижения цен в начале 1950-х.

В школе я начала заниматься спортом: в младших классах — гимнастикой, потом — баскетболом. Играла в баскетбольной команде Московской области. Занятия спортом тогда были доступны для всех: форму и кеды выдавали бесплатно. Много ездила на соревнования. После окончания школы решила поступать в Московский пединститут на учителя физкультуры, но не добрала баллов. Тогда мне подсказали, что в Малаховке есть двухгодичные тренерские курсы. Поступила сначала на них, а по окончании — уже в пединститут, на заочное отделение.

Когда надо было проходить школьную практику, пришла в родную школу. И там за месяц поняла, что не смогу быть школьным учителем физкультуры: дети сильно изменились — года через два-три меня инфаркт хватит.

Один из однокурсников по пединституту порекомендовал меня на место спортинструктора в системе общественного питания. Проводила на предприятиях зарядки, организовывала спортивные мероприятия. Позже по этой линии перешла в московский горком партии. Занималась и общественной работой — в Фонде мира. Его в то время возглавлял Юрий Владимирович Никулин, так что мне посчастливилось общаться с этим любимым всей страной артистом.

Завершая тему Четвертой казармы: в ней я прожила до 22 лет. В 1966-м вышла замуж и переехала к мужу. Его семья жила в деревянных бараках у станции Реутово. С мужем познакомились на танцплощадке. Она находилась рядом с деревянным клубом. Никаких музыкантов: ставили пластинки, а музыку транслировали через громкоговорители. Контролером на танцплощадке работала все та же наша тетя Маруся.

Оглядываясь назад, могу констатировать: на памяти моего поколения Реутов превратился из небольшого городка в современный, развитый, комфортный город. Помню, классе в пятом нам дали задание: нарисовать Реутов будущего. На всех рисунках фигурировали высотные здания. В ту пору мы еще не знали о существовании лифтов и всерьез обсуждали, как люди будут подниматься на десятый или пятнадцатый этаж. Действительность сильно превзошла наши детские наивные мечты. Но Реутов по-прежнему остается для нас самым родным и горячо любимым.


Все новости Реутова на сегодня

Другие новости Реутова

Реутов

Тендер на реконструкцию участка теплосети объявили в Реутове


Другие города Московской области

Все новости сегодня

Авто

Знай наших: на «единичке» — через полстраны!


Жизнь

Система «5С» в депо «Ожерелье» показывает эффективные результаты




Game News

Hideo Kojima's mysterious OD reportedly escapes the cancellation axe at Microsoft


News Every Day

Stocks hit another record as House sends Trump $4.5 trillion bill to kick off July 4 weekend



Реутов

На севере Москвы открылась крупнейшая премиальная детская площадка


Григорий Лепс

Семья невесты Лепса Авроры Кибы за лето потратила около 25 миллионов рублей


Реутов

Жители Подмосковья смогут бесплатно проверить здоровье в 40 парках в выходные


Леонид Агутин

Добрые дела на высоте 10000 метров: Леонид Агутин и звёзды устроили благотворительный концерт над облаками


Москва

Частотные преобразователи Веспер – опыт и технологии


Реутов

В Центральном парке Реутова прошел спортивный праздник




Moscow.media (Москва.Медиа) — региональный паблик медиа-новостей Москвы и Московской области (в том числе и в Реутове) на основе уникальной технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, гео-отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public от Smi24.net и "аксакала" новостей онлайн 123ru.net.

Moscow.media — тематический гео-мониторинг медиапространства более 20 000 источников ежеминутно, в деталях. Москва.медиа — все Ваши новости сегодня и сейчас в Реутове онлайн.

Опубликовать свою новость в Реутове и в любом городе, регионе, стране на любом языке можно мгновенно — здесь.

Rss.plus

Реутов на Ria.city

Светские новости (слухи, сплетни, сарафанное радио, шоу-бизнес, рейтинги)


Власть


Россия


Жизнь


Блоги


Развлечения


Сегодня в мире


Другие новости сегодня




Все города России от А до Я

Мы собрали ВСЁ, что интересно по этому поводу — СЕГОДНЯ